Со стороны мятежников, маршрут Вафидин-Дума контролировался Джейш аль-Умма – подразделением ССА во главе Али Абу Хиббиейх. Осенью-зимой 2014 Захран Аллуш послал солдат для захвата всех этих блок-постов – и с тех пор на них стоит Джейш аль-Ислам. Группировка жестко контролирует торговлю продуктами. Торговцы должны получить письменные разрешения в случае, если они намерены завозить продовольствие в Восточную Гуту. Товары должны сгружаться на контролируемые Джейш аль-Ислам склады и продаваться на ее рынках. Таким образом, Джейш аль-Ислам и ее суррогатные бизнесмены установили фактическую монополию над импортом продовольствия. В то же время, торговцам позволено ввозить непродовольственные товары, например, сигареты, и продавать их по бешеным ценам.
В Восточной Гуте говорят, что Джейш аль-Ислам забирает по 30% от каждого груза продовольствия и “наживает невероятные прибыли”, но сама группировка отрицает наличие экономического интереса в торговле. КП Вафидин открыт только для некоторых гражданских, которые могут заносить некоторое количество продовольствия на руках, и для гуманитарных колонн. Мухаммед Байракдар, член политического офиса Джейш аль-Ислам говорит: “Есть один торговец, которому разрешено совершать бартерные сделки через КПП, который привозит определенные продукты в Гуту, некоторые вещи, которые здесь нужны. Роль Армии Ислама – обеспечить безопасность и не допустить инфильтрации агентов режима через КПП”.
Торговец, упомянутый Байракдаром – Мохиддин Манфуш, также известный как Абу Айман, малоизвестный местный бизнесмен, превратившийся в самую важную фигуру осадной экономики Восточной Гуты. Манфуш происходит из семьи, живущей в Мисраба, к юго-западу от Дума. Он периодически навещает Восточную Гуту, но постоянно живет на контролируемой правительством территории – в западном предместье Дамаска Мезза. Там же находятся его офисы. Его семья контролирует Торговую Компанию Манфуш, которая является главным поставщиком сыров, йогуртов и других молочных продуктов на рынки Дамаска. Продукция продается под брендом Алмараи. Фабрика семьи Манфуш расположена в Мисраба – и фабрика продолжает работать, несмотря на войну и осаду.
Начиная с 2014 года Манфуш начал поставлять зерно в Восточную Гуту и снабжать тамошние пекарни – после того как правительство ужесточило осаду. Он также начал платить зарплаты учителям в Мисраба и находящейся неподалеку деревни Медьяра. В конце концов, он превратился в главного посредника между мятежниками и рынками Дамаска. Он договаривался с сирийскими военными командирами о провозе продовольствия, горючего и других видов снабжения через Вафидин – и вез обратно свои молочные продукты для снабжения рынков Дамаска. Таким образом, он стал главным поставщиком продовольствия и товаров первой необходимости для сотен тысяч гражданских в Восточной Гуте. На Манфуша работает две тысячи человек, и он содержит собственную милицию численностью двести человек для охраны ферм и собственности в Мисраба – которую, по какой-то причине, не бомбили и не обстреливали, в отличие от остальных частей анклава. Говорят, что он невероятно разбогател.
Неясно кто является “крышей” Манфуша в Дамаске – хотя совершенно очевидно, что властям известно о его бурной деятельности и сотрудничестве с исламистскими врагами в Восточной Гуте. Несомненно, речь идет о очень влиятельной фигуре, которая, скорее всего также финансово заинтересована в подобной активности.