Хотя никто и не признает этого в открытую, в 2014 году между осажденными в Восточной Гуте и осаждающими была заключена негласная сделка. Избранным про-правительственным торговцам было позволено провозить в анклав товары через линию фронта в районе контролируемого армией лагеря Вафидин.
Несмотря на то, что договоренность периодически нарушалась правительством, так называемый КПП Вафидин оставался важнейшим источником продовольствия для анклава, и зачастую описывался как “легкие”, которыми дышит Восточная Гута. В июне 2015 местный торговец объяснил Amnesty International, как работает КПП: “Для того, чтобы выехать из Дума, я должен пройти через блок-пуст мятежников. Затем я еду минуты две по территории, которую никто не контролирует. Затем идут три блок-поста разведки ВВС и госбезопасности. Я приезжаю в Вафидин, где я покупаю продукты и другие товары и плачу силам безопасности. За каждый вид товаров я плачу в 8-10 раз больше, чем в центре Дамаска ”.
Командиры по обе стороны фронта требуют свою долю. Это превращает анклав в закрытый от конкуренции рынок – и один из источников денежной поддержки режима, и – парадоксальным образом, для мятежников. Потребители в Восточной Гуте платят безумные цены даже за крупные партии товаров. Процесс описан в докладе London School of Economics:
“Предположим, бизнесмен в Гуте хочет купить сахар, стоимость которого в Дамаске – 0,5 доллара за килограмм. Он должен будет скоординировать эту покупку с бизнесменом в Дамаске – бизнесменом, располагающим хорошими связями в структурах безопасности. После этого сахар будет доставлен на “КПП Миллионеров”, в “зону обмена”. Чтобы это произошло, необходимо уплатить определенные пошлины. Бизнесмен в Гуте, в свою очередь, должен быть связан с определенными командирами мятежников, входит в эту зону после того, как минует контролируемый правительством блок-пост. Там он завершает сделку и вывозит сахар через контролируемый оппозицией блок-пост – и снова платит, теперь уже мятежникам. Когда оптовик сочтет, что наступил подходящий момент – он распродаст товар более мелким торговцам – тем, кто даст саму высокую цену. Таким образом, сахар доходит до конечного потребителя по цене 11,8 долларов за кг – в 24 раза дороже, чем в Дамаске. Говоря по другому, на каждую тонну сахара стоимостью 500 долларов будет накручена цена – до невероятного уровня 11 265 долларов, которые пойдут на то, чтобы прокормить эту прекрасно работающую сеть военных спекулянтов и бандитов”.
С правительственной стороны КПП стал настолько прибыльным, что его именуют не иначе, как Хаджиз аль-Милиун (Контрольный Пункт Миллион) – с намеком на заработки охраняющих его солдат. Разные источники называют разные подразделения сил безопасности в качестве “крыши”, но речь, скорее всего, идет или о разведке ВВС, или о Республиканской Гвардии.