Если бы экономисты – Коуз и Шмоуз, интересовались древними, то они знали бы, что римляне опирались на стратегию менеджмента риска в рамках которой казначеем семьи был обычно был раб. Почему? Потому что ваше наказание для раба может быть куда более суровым, чем для свободного человека – и у вас нет необходимости при этом опираться на закон. Раб более подвержен риску и потому вероятность того, что он вас намеренно разорит меньше.
Сложность.
Теперь в картине появляется сложность современного мира. В мире, где продукты все чаще производятся субподрядчиками с нарастающей степенью специализации, наемные работники необходимы еще больше, чем прежде – для выполнения специализированных задач. Если вы пропускаете шаг в процессе, зачастую может рухнуть весь ваш бизнес. Это объясняет почему сегодня, в предположительно более эффективном мире, все происходит быстро и эффективно, но ошибки обходятся значительно дороже, а задержки значительнее длиннее, чем в прошлом.
Любопытная форма владения рабом
Корпоративное рабовладение традиционно принимало весьма любопытные формы. Самый лучший раб – тот, кому вы переплачиваете, и кто об этом знает, и одна мысль о потере этого статуса приводит его в ужас. Многонациональные компании создали категорию экспатов – некое подобие дипломатов с более высоким уровнем жизни, которые представляют фирму и управляют ее бизнесом в других странах. Банк в Нью-Йорке послал женатого работника с его семьей в некую тропическую страну с дешевой рабочей силой, с понтами и привилегиями, с членством престижном клубе, с личным шофером, чудной виллой, принадлежащей компании, дворником и садовником. Его держат там несколько лет – достаточно для того, чтобы он “подсел”. Он зарабатывает намного больше “местных” в рамках иерархии, напоминающей расцвет колониальной эпохи. Он строит социальную жизнь с такими же экспатами. Он все больше и больше хочет оставаться в этом месте – но он далеко от штаб-квартиры, и не имеет понятия о том, в какую сторону там сейчас ветер дует. В конце концов, когда подходит к концу срок назначения он, подобно дипломату, просит его отправить в другое место. Возвращение домой будет означать для него потерю понтов и привилегий. Он будет получать базовое жалованье, и персона превращается в тотального раба – возврат к жизни низшего среднего класса в пригородах Нью-Йорка, езда на электричке, или , боже упаси, на автобусе, сэндвич на обед. Персона в ужасе когда большой босс опускает его. 95% мозгов персоны теперь заняты только политикой компании… и это именно то, чего добивается компания. У большого босса в совете директоров появился еще один сторонник на случай возникновения новой интриги.
Во всех крупных корпорациях есть сотрудники со статусом экспата – и несмотря на все сопряженные издержки, это – очень эффективная стратегия. Почему? Потому что чем дальше от штаб-квартиры находится работник, тем более автономно его подразделение, тем больше вы хотите, чтобы он был вашим рабом и не допускал никаких странностей.
Nassim Nicholas Taleb
Aug 21
How To Legally Own Another Person