На ранней стадии своей истории, когда церковь только организовывали в Европе, в ее рамках была группа людей, которая сама себя называла гироваги . Это были странствующие монахи, не связанные ни с каким формальным институтом. Это был и фрилансеровский ( и амбулаторный) вид монашеской жизни. Эти люди жили нищенством и добрым отношением городского мастерового люда, в случае, если им удавалось его заинтересовать. Это была слабая форма жизнеустойчивости. Трудно назвать устойчивой и способной к выживанию группу людей, принявших обет безбрачия. Они не могут размножаться органически, и им необходим постоянный рекрутинг новых членов. Но этой группе удавалось выживать за счет поддержки населения, которое предоставляло им и еду и временное пристанище.
Где-то в районе пятого века они начали исчезать, и сегодня они просто вымерли. У церкви гироваги были непопулярны, и их запретил Халкидонский Собор в пятом веке, и затем Никейский Собор тремя веками позднее. Святой Бенедикт Нурсийский , с большей симпатией относился к более институциональной форме монашеской жизни, и его взгляды превратились в преобладающие . Он кодифицировал активность бродяг, создал монашескую иерархию под надзором аббата, и написал некое подобие инструкции монашеской жизни. Правило 33 требовало от монаха передать все его личное имущество аббату. Правило номер 70 запрещало разозленному монаху бить другого монаха.
Почему были необходимы эти запреты? Такие люди были, говоря по простому, полностью свободны. В финансовом отношении они были свободны и их положение гарантировано, не из-за того, что они имели, а из-за того, то что они хотели. Это был эквивалент принципа “я трахал твои деньги”. Попасть в эту группу, по иронии судьбы легче когда ты не являешься членом класса, зависящего от постоянного дохода.
Полная свобода – последнее, к чему вы стремитесь , когда вам необходима организованная религия. Полная свобода также очень, очень плохая штука в случае, если вы управляете фирмой, и потому эта часть посвящена природе фирмы и других институтов.
Инструкция по применению монахов Бенедикта была специально написана ради того, чтобы удалить любой намек на свободу монахов по принципу – stabilitate sua et conversatione morum suorum et oboedientia “стабильность, отвечающая нормам, традициям и послушанию”.
Другими словами, любая организация, связанная с определенным количеством людей, обязана лишить их части свобод. Каким образом вы владеете этими людьми? Во-первых, ставя им условия , и благодаря психологическим манипуляциям. Во-вторых, принуждая их рисковать, хотя бы и частично, своей шкурой в игре, вынуждая их к тому, что они потеряют нечто существенное в случае неподчинения авторитетам. Этого трудно ожидать тогда, когда вы имеете дело с юродивыми и попрошайками, которым наплевать на любые виды имущества и формы владения. В случае мафии все выглядит наглядно и просто: те, кто принес клятву верности и был заподозрен в измене капо, могут быстро оказаться на кладбище – с короткой переходной стадией пребывания в багажнике лимузина и обязательным присутствием босса на похоронах. В случае других профессий, шкура в игре проявляется в менее навязчивых формах.
Как владеть пилотом
Предположим, что вы владеете небольшой авиационной компанией. Вы – очень современная персона, посещали множество конференций и говорили знаменитыми консультантами. Вы верите в то, что компания – реликт прошлого, все может быть организовано через сеть личных контактов. Это более эффективно – вы в этом уверены.
Боб – пилот, с которым вы заключили подробный и долгосрочный контракт. В нем, с юридической точки зрения, учтена любая деталь и случайность, обязательства принимаются задолго до реальных полетов. Боб обязуется предоставить второго пилота, и замену на случай болезни. Завтра вечером вам надо отправить заранее запланированный рейс в Мюнхен на Oktoberfest. Речь идет об особом мероприятии, в котором Бобу отведена особая роль. Рейс заполнен полностью – пассажирами, часть из которых пережила подготовительную диету. Они ждали целый год этого гаргантюанского эпизода, наполненного пивом, претцелями и сосисками в грохочущих от счастливого смеха ангарах.