Но Себеос, помимо этого предоставляет нечто, совершенно отсутствующее в источниках, рассмотренных до настоящего момента: объяснение того, каким образом пророк вовлек арабов в воплощение в жизнь мечты еврейского мессианизма. Это объяснение состоит из двойной ссылки на авраамическое происхождение арабов как сынов Исмаиловых – с одной стороны это дает им право претендовать на Святую Землю по праву рождения, и с другой – обеспечивает их монотеистической генеалогией. Этот посыл и нельзя назвать оригинальным, но он уже содержит в себе, наряду с Исмаилитским участием в еврейском исходе, зачаток арабской религиозной идентичности, отличной от их еврейских менторов и протеже.
Нет хороших оснований предполагать, что носители этой примитивной идентичности именовали себя “мусульманами”. Наиболее раннее датируемое упоминание этого термина относится к 691 году в мечети Куббат ас-Сахра, он также не появляется за пределами исламской литературной традиции до восьмого века. Наши источники, однако, раскрывают раннее обозначение этой общины – и оно хорошо согласуется с контекстом идей, представленных Себеосом. Это обозначение появляется на греческом как “магаритаи” на папирусе 642 года, и на древне-сирийском, как “магре” или “маграйе” в 640, корреспондирующий арабский термин – мухаджерин. Здесь участвуют два значения. Первое, утраченное в исламской традиции – генеалогическое. “Маграйе”, как информирует нас древне-сирийский источник, обозначает потомков Авраама от рабыни Хагар. Но вместе с этим первоначальным статусом есть и наносной, полностью сохраненный в исламской традиции – мухаджирин это те, кто принял участие в хиджра, или изгнании.
В исламской традиции это изгнание – из Мекки в Медину, и дата – 622 год идентифицируется с началом арабской эры. Но ни один из ранних источников не идентифицируется с этим исходом, и источники, исследованные в этой части предлагают достойную альтернативу – эмиграции Исмаилитов из Аравии в Землю Обетованную. Стоит отметить два пункта, свидетельствующие в пользу этой альтернативы. Во-первых, мухаджерин в исламской традиции в период вторжения в Палестину – не более чем лидирующий элемент завоевывающей религиозной общины – но каждый греческий или древне-сирийский источник используют термин магаритаи или маграйе для описания общины в целом. Во-вторых, исламская традиция сохранила примеры хиджры не внутри Аравии, но за пределами Аравии на завоеванные территории. Есть даже традиция, , которая подразумевает сужение подобной миграции к Палестине: будет хиджра после хиджры, и лучшие из рода человеческого последуют за хиджрой Авраама. И потому “маграйе” можно рассматривать в качестве хагаритских участников хиджры в Землю Обетованную, и это лежит в самой ранней идентификации веры, которая во всей своей полноте позднее превратилась в ислам.
Patricia Crone and Michael Cook Hagarism: The Making of the Islamic World 1977