“Хизбалла” поспешила это заявление дезавуировать, но дала понять всем: она намерена продолжать действовать как и прежде – несмотря на избрание нового президента Мишеля Аюна или даже формирование новой администрации президента Дональда Трампа.
В то время как некоторые начали спекулировать на тему того, что трансформация “Хизбаллы” в регулярную механизированную армию представляет собой прямую угрозу Израилю, факты и прецеденты из прошлого указывают на нечто прямо противоположное.
Способность “Хизбаллы” причинить вред ЦАХАЛу во время оккупации Южного Ливана и войны 2006 года основывалась на ее применение асимметричной тактики ведения боя и герильи.
Несмотря на то, что ЦАХАЛ считается 16-й наиболее мощной и хорошо вооруженной армией в мире (по рейтингу global Firepower, армии Германии и Италии находятся в нем на 9 и 10 местах), он не сумел уничтожить “Хизбаллу” классическими военными средствами, поскольку последняя не использовала ни танков, ни даже регулярных фортификаций в бою.
ЦАХАЛ совсем недавно объявил о том, что начинает тренировать свои подразделения “исходя из доктрины боя “Хизбаллы” – что означает зоне жилой застройки и против укрепившегося в бункерах и тоннелях врага.
Таким образом, израильтяне со вздохом облегчения восприняли парад “Хизбаллы”. Их огневая мощь и господство в воздухе позволяет нейтрализовать подобного рода угрозы стремительно, и с минимальными потерями для пехоты.
В 1982 году ЦАХАЛ уничтожил военную инфраструктуру ООП в Ливане главным образом потому, что та развивалась в направлении симметричного ведения боевых действий – и это факт, хорошо известный “Хизбалле”.
В практическом отношении, демонстрация в Ксейр – открытый сигнал “Хизбаллы” Израилю о том, что она полностью увязла в сирийской трясине, и нет никакого риска конфликта на юге Ливана
Предположение о том, что “Хизбалла” сумеет быстро вернуться к своей тактике герильи может оказаться обманчивым. На это могут уйти годы тренировок, и ресурсы, которых может и не хватить после окончания сирийской затеи.
Парад в Ксейр напоминает анекдот о вороне, захотевшим подражать орлу, и взлетевшей высоко в небеса, чтобы спикировать на свою добычу. Ворон слишком поздно осознал, что ему не хватает необходимых навыков – упал на землю и свернул себе шею.
“Хизбалла” может полагать, что сирийская война сделала ее сильнее и ее возможности навязывать свою волю Ливану и региону возросли.
Но история показывает – снова и снова, что битвы выигрываются не только на поле боя, и что действительно, ворон не может превратиться в орла.
It’s the end of Hezbollah as we know it
Makram Rabah
Monday 21 November