Известный американский публицист Дэвид Голдман опубликовал два эссе о судьбе “Арабской Весны”, и, в частности, Египта, в Asian Times.
Голдман в лоб говорит неполиткорректные и неприятные слуху арабских “революционеров” (и их западных “друзей”) вещи. Самой неприятной вещью является статистика, свидетельствующая о том, что арабский мир скатывается в нерелевантность – независимо от желаний, лозунгов и накала политических страстей в той или иной стране. Ниже следуют выдержки из писаний Гольмана.
“Немыслимое происходит в арабском мире, но оно не настолько ужасно, если у вас не было несчастья родиться и жить в этом регионе. После двух лет и 60 тысяч убитых в сирийской войне министерствам иностранных дел Запада есть мало что предъявить публике в качестве подтверждения своих миротворческих усилий – за исключением толстой пачки гостиничных счетов и билетов авиалиний.
Египет продвигается с мрачной целеустремленностью к финансовому концу. Правительство только что объявило об установлении нового максимума распределения субсидированного хлеба в день – три питы на человека. Ливия развалилась. Тунис – первенец разрекламированного “пост-исламизма” выглядит ублюдочно после убийства лидера оппозиции Чокри Балэйда. Но глобальные последствия этой драмы будут минимальны.
За исключением государств Залива, совокупный валовой национальный продукт основных арабских государств составляет 622 миллиарда долларов – примерно столько же, сколько ВНП такой важной страны , как Швейцария ( для сравнения, ВНП США – 15,653 триллиона долларов, Италии – 1,980, России -1,953, Турции – 783 миллиарда, Ирана – 487 миллиардов, Израиля – 246 миллиардов).
Дезинтеграция арабского мира представляется громадной человеческой трагедией – и минимальной экономической проблемой.
Дипломатическое сообщество выглядит оцепеневшим, словно пассажиры Титаника, слушающие оркестр, играющий Abide With Me. На встрече Большой Восьмерки в мае 2011 в Довилле, Франция, западные лидеры говорили о пакете помощи Египту и Тунису в размере 20 миллиардов долларов, затем Николя Саркози заявил, что эту цифру следует удвоить.
В то время, как египетские валютные запасы иссякают, а субсидированный хлеб исчезает с улиц, не слышно программ и призывов срочной экономической помощи. Вместо 20 или 40 миллиардов долларов Саркози МВФ уже второй год бодается с египтянами из-за кредита в 4,8 миллиарда долларов – суммы, которой стране не хватит и на месяц, требуя взамен драконовские сокращения субсидий.
Египетскому исламистскому правительству нечего предложить своему народу кроме голода. Министр снабжения, Бассем Уда, заявил 10 февраля, что субсидии на хлеб будут сокращены до трех пит в день (400 калорий). Уда заявил, что половина из 3-миллиардной хлебной субсидии, в любом случае, уходит воротилам черного рынка. Газета Egypt Daily News печатает интервью с бедняками после заявлений Уда:
“- Три питы на человека это недостаточно. Я могу жить на три питы, у меня диабет, но мои дети едят минимум пять пит в день. Мой коллега в госпитале ест 10 пит в день.
– Три питы в день были недостаточны тогда, когда речь шла о большом и хорошо испеченном хлебе. То, что они продают нам сейчас – это не пита, это бисквит. Я ем шесть штук в день и остаюсь голодным. Желудок никогда не благодарен. Если они установят хлебные рационы, люди просто свихнуться. Мы что, животные, чтобы нам устанавливать пищевой рацион?”
Инфляция (15% с начала текущего года) быстро переводится в подорожание продуктов первой необходимости – минимум половина потребляемых в Египте продуктов – импортные.