Весной 1519 года, и возможно даже раньше, торговец пряностями из Александрии по имени Космас отправился в Тапробане (сегодня Шри-Ланка). Он сделал короткую остановку в порту Адулис на африканском берегу Красного моря. В те времена Адулис контролировал Баб эль-Мандаб и поддерживал тесные связи с комерческими центрами вдоль берега южной Аравии, и привлекал торговцев от Александрии и до Эйлата, и именно здесь Космас рассчитывал получить ценную информацию для своего путешествия в Индию. Но внимание Космаса в определенный момент было отвлечено от пряностей и прочих товаров, и он занялся проблемами классической филологии.
По просьбе губернатора Адулиса он сделал копии двух греческих надписей, получивших название Monumentum Adulitanum. Надписи были высечены на мраморном троне, с прикрепленной к нему “стелой”. Трон обнаружили на западном въезде в город, на караванном пути, ведущим на эфиопское плато и в Аксум. Первая надпись повествует о кампании Птолемея III (246-222 до н.э) и его морских экспедициях вдоль побережья Красного моря. Второй текст, также на греческом, содержит описание подвигов безымянного правителя Аксума и относится к более позднему, пост-христианскому периоду. Это – единственное письменное свидетельство, которым мы располагаем о подъеме Аксума и его территориальных амбициях в период до Эзана – то, есть, в середине четвертого века.
Обе копии, сделанные Космасом, предназначались для Элацбааса, чья резиденция находилась в Аксуме, и который именно в это время готовился к войне против Химьяра. Это переносит нас на другую сторону Баб эль-Мандаб, в Южную Аравию. Несмотря на то, что Космас упоминает их лишь вскользь, приготовления Эллацбааса к войне отмечают начало цепи событий, которые фундаментально изменили политический ландшафт Юго-Западной Аравии. За очень короткий промужуток времеи Йемен был подчинене Калебом Элла Асбеха, его враг, Южно-Аравийский царь Юсеф был убит, и над большей частью Юго-Западной Аравии была установлена власть Аксума. Таким образом, хомериты, Химьяр древних южно-аравийских надписей, были разгромлены, и царству властвовавшему над значительной частью южной и центральной Аравии пришел конец. Это правда, что воцарившийся в Йемене эфиопский царь Абраха продолжал пользоваться традиционными химьяритскими титулами,и достаточно четко дистанцировался от Негуса в Аксуме. Но дни йеменской независимости закончились. Местные элиты больше не могли стряхнуть власть Абрахи. Следующие 50 лет Йемен оставался под властью христиан – и после этого попал в сферу влияния Сасанидской Персии. Наконец, в 632 году войска первого халифа Абу Бакра положили конец попыткам йеменских племен завоевать независимость.