Джихади против джихади: война Ахрар аш-Шам против Джунд аль-Акса

Такие столкновения не являются чем-то новым. В прошлом месяце нечто подобное произошло в Ариха, центральная часть Идлиба. Джунд аль-Акса атаковала одного из лидеров Ахрар аш-Шам. Он был тяжело ранен и находится в критическом состоянии. Десятки боевиков были ранены. Группировки примирили в шариатском суде. Несмотря на примирение, следует понимать, что у происходящего – глубокие корни в сирийской войне.

Джунд аль-Акса, первоначально – составная часть Джабхат ан-Нусра, была организована в 2012 году шейхом Абдуль-Азизом аль-Катари, сподвижником Усамы бин Ладена, воевавшим в Афганистане.

В 2014, когда начались бои между Сирийской Свободной Армией и ISIS, Катари пошел к Джамалю Мааруфу, командиру Бригад Сирийских Шахидов, в надежде прекратить столкновения. После этого он исчез. Через девять месяцев его тело откопали на заднем дворе дома Мааруфа. Это привело к столкновениям между ССА и Джунд аль-Акса. В составе Джунд аль-Акса находилось 2 тысячи боевиков – главным образом, иностранцев, с небольшим количеством сирийцев. Джунд аль-Акса и Джабхат ан-Нусра начали войну против ССА. Это, в конечном итоге, привело к маргинализации ССА и доминированию исламистов на севере Сирии.

Несмотря на это, многие группы мятежников, в частности, Ахрар аш-Шам продолжали доверять Джунд аль-Акса, рассматривая ее в качестве эффективной боевой силы, называя ее “козырной картой”, с помощью которой можно выиграть любую битву. В 2015 Джунд аль-Акса присоединилась к коалиции Джабхат аль-Фатех, в состав которой входила Джабхат ан-Нусра, и помогла победить ей во всех ключевых битвах в северо-западной Сирии. Во время штурма Идлиба, смертники аль-Аксы нанесли удары по блок-постам режима, что позволило другим группировкам прорваться внутрь города. Несмотря на это, Джунд аль-Акса вышла из состава Джабхат аль-Фатех, отказавшись подписать обязательство воевать против ISIS, которых они считают “братьями и союзниками”.

В отличие от Ахарар аш-Шам, Джунд аль-Акса никогда не рассматривала себя в качестве участника восстания против тирании Асада. Как Нусра и ISIS, они не признают Сирию в качестве национального государства, но считают ее частью халифата, который будет создан после окончания войны. Идеологически, они – салафиты-джихадисты, стремящиеся создать салафитское исламское государство с помощью насилия.

Джунд аль-Акса рассчитывает на поддержку местного населения, но брутальные методы группировки сделали ее непопулярной. В Хан Шейхун постоянно происходят аресты и казни “еретиков”. На прошлой неделе был казнен 13-летний Рами ас-Синжауи – после того, как во время игры со сверстниками он ругал Аллаха. Пленных Аксы мучают до смерти в “коррекционном центре”, расположенном глубоко в пещерах между Кафр Набль и Кинсафра в Идлибе. Пытают не только боевиков ССА, но и гражданских, не разделяющих идеологию Аксы.

Источники в Джунд аль-Акса жалуются на то, что Нусра, несмотря на существующее партнерство, забирает себе все трофеи. У Джунд аль-Аксы нет ресурсов, и она живет за счет захваченного и награбленного – и рэкета в деревнях, находящихся под ее контролем. Даже ее боевики не получают жалованья – с ними расплачиваются продовольственными пайками, которые они могут продать по цене около 7 тысяч фунтов (30 долларов). Все это означает, что во время военных кампаний Акса полагается на ресурсы Нусры.

То, что мы наблюдаем сейчас – раздор между двумя наиболее эффективными исламистскими группировками – Джабхат Фатех аш-Шам (Нусра) и Ахрар аш-Шам. Недавно Акса принесла клятву верности Фатех аш-Шам. Это усилило Фатех аш-Шам, но усложняет ее отношения с Ахрар аш-Шам. Несмотря на то, что они воюют вместе (наиболее известный пример – краткосрочный прорыв блокады Алеппо в августе) , они также борются друг с другом за влияние в северной Сирии. Они выпустили конкурирующие фатвы по поводу того, следует ли сконцентрироваться на прорыве блокады Алеппо или воевать против турок на границе. Более того, попытка Фатех аш-Шам создать объединенную исламистскую коалицию, путем разрыва формальных связей с аль-Каидой провалились, в частности потому, что Ахрар и другие группировки увидели в разрыве Нусры и аль-Каиды шанс продемонстрировать свою склонность к “умеренности”.

В заявлении пресс-представителя Ахара аш-Шам Ахмада Карали гооврится о том, что присяга верности Аксы Фатех аш-Шам не предотвратит “эрадикации” Джунд аль-Акса. Практически все силы в северной Сирии издали заявления, в которых поддерживают Ахрар аш-Шам в битве против Джунд аль-Акса, придя к консенсусу, согласно которому Акса является не более, чем спящей ячейкой ISIS. Ахрар аш-Шам выпустил несколько видео, на которых пленные боевики Аксы признаются в том, что они – члены ISIS. Несмотря на это, Фатех аш-Шам принял присягу верности Аксы, что создает риск прямого столкновения Ахрар и Нусры.

До принесения присяги между Нусрой и Аксой существовала напряженность. Акса отказалась воевать в Алеппо, сосредоточив свои усилия в Хаме, где ей удалось нащупать слабые места режима, перебросившего силы для операции в Алеппо. Нусра в ответ не предоставила Аксе припасов и протекции – что сделало ее уязвимой для ударов Ахрар аш-Шам и союзников. Возможно, что Нусра придерживает припасы с целью вынудить Аксу к окончательному слиянию с ней.