Им было все равно, что скажут о них в газетах, примут их идеи или нет. Они просто писали – только для своих читателей, никогда даже не задумываясь об ограничениях и страхах. Другими словами, они были свободными людьми.
И за их свободой следует освобождение других. Благодаря им, французские интеллектуалы сегодня – в новой ситуации, настолько новой, что они еще не осознали, что они свободны. Они свободны потому, что с них сняли смирительную рубашку левых. Они свободны потому, что более не страдают – или страдают меньше от чар священно магии, навязанной их предшественникам предположительно великими мыслителями прошлого столетия. Другими словами, священные коровы мертвы. Первым исчез с этого казалось бы, неизбывного горизонта мысли Маркс.
За ним в могилу последовал Фрейд. Этого все еще не произошло с Ницше я уверен, что и он окажется там очень скоро (здесь следует признать. что мои камрады очень ценили Ницше, и тут я с ними не согласен).
Нельзя сказать. чтобы французские интеллектуалы “освободили себя” – и я на этом настаиваю. Истина в том, что мы втроем – и я весьма горд те, что наряду с Филиппом Мюрэй, Морисом Дантеком участвовал в этом – освободили интеллектуалов. Ни один из нас не был мыслителем – мы, скорее были художниками – но мы освободили мышление. Теперь интеллектуалы могут этим заняться – и произвести на свет новые идеи.
Europa steht vor dem Selbstmord
von Michel Houellebecq 27.9.2016