Племенной фактор в сирийской войне

02
Трайбализм является ключевой формой идентичности среди арабов-суннитов по всей Сирии, независимо от того, живут ли они в сельской местности или городах. В качестве мощного источника социально-политической мобилизации, суннитский арабский трайбализм оформил конфликт с момента начала первых демонстраций против Асада, устроенных недовольными представителями племен в городе Хасаке на северо-востоке Сирии в феврале 2011. Народный гнев, мобилизованный в Дераа посредством сетей межплеменных активистов из-за ареста и убийства двух подростков стал горючим, из-за которого вспыхнуло национальное восстание в марте 2011. В настоящий момент сирийские племенные группы активно принимают участие в анти-правительственных и про-правительственных милициях, участвуют в конфликте в качестве солдат сирийской армии и как члены племенных милиций, озабоченных исключительно сохранением своей автономии – и от правительства, и от групп вооруженной оппозиции.

Наибольшую озабоченность в контексте сирийской гражданской войны вызывает перспектива альянсов между сирийскими арабскими племенами и и салафитскими террористическими группами – такими, как Джабхат ан-Нусра. В северо-восточных губернаторствах -Ракка, Хассаке и Дейр эз-Зур, которые также иногда называют Джаззира (граничит с Турцией на севере и с Ираком на востоке) суннитское арабское большинство сосуществует с Нусрой, влияние которой в регионе очень сильно. Шейх одного из больших племен предупредил, что без международной помощи, сирийские племена пойдут на любые меры и на любые альянсы для защиты своих активов – и ради этого они готовы сотрудничать и с салафитами, и даже с Ираном.

Сирийские арабские племена и племенные организации в гражданской войне.

Сирийские арабские племена делятся на кабила (национальные или транс-национальные племенные конфедерации) и ашира (индивидуальные племена). Ашира, в свою очередь, делятся на фукуд (кланы), хумс или ибн ‘амм (линии прямого наследования), и на самом нижнем уровне, на ал-байят или аа’ила (большие семьи) Из-за географической разбросанности и локализованного характера сирийского конфликта, сирийские племенные вооруженные группировки, как правило воюют в непосредственной близости от своих территорий. Несмотря на общий локализованный характер мобилизации вооруженных групп, существуют ясные различия в масштабах групповой солидарности, демонстрируемой до настоящего момента на уровнях ашира и кабила – главных племенных подразделениях.