Атрофия государства. Сирийский пример I

Сегодня, когда на брифингах демонстрируют карты, где губернаторства западной Сирии покрыты плотным красным цветом, стоит помнить о том, что внутри находятся десятки, если не сотни мелких вотчин, лишь номинально лояльных Асаду. По всей стране силы безопасности действуют как великолепная схема рэкета: одновременно являясь и причиной, и следствием коллапса государства на локальном уровне.

Преступление и наказание: Tiger Forces в Хаме
02
Те, кто следит за ходом гражданской войны, хорошо знакомы с двумя мобильными формированиями, решающими большинство неразрешимых военных задач. Это так называемые Tiger Forces и Desert Hawks, оперирующие в Алеппо и Латакии. Эти подразделения действуют как вооруженная пожарная команда – носятся по всей стране, сбивают огонь местных наступлений, и иногда организуют собственные атаки. Для проведения наступательных операций они, также как и оппозиция, организуют любопытные коалиции местных полевых командиров, ошметков режима и зарубежных боевиков во временные альянсы и оперативные штабы.

Хорошим введением в рассказ о Tiger Forces может послужить лизоблюдский отчет Роберта Фриска о встрече с “любимым солдатом Башара Асада”, Сухиелем Хассаном, возглавляющим это подразделение. Хассан – офицер разведки ВВС Сирии. Кроме того, что он возглавляет элитное и наиболее боеспособное подразделение сил режима, он также считается одним их архитекторов политики выжженной земли и применения баррельных бомб. Среди сторонников режима существует настоящий культ личности Хассана.
01
Реальная история Tiger Forces куда менее гламурна – но гораздо более поучительна для тех, кто пытается понять режим. Во время начальной стадии восстания против Асада, Хасан координировал подавление протестов в Хама. Он опирался на сборище отморозков, офицеров ВВС и местных племенных лидеров. Он показал свою эффективность и способность сплотить местную базу поддержки – вместо того, чтобы зависеть от обваливающихся государственных институтов. Через некоторое время эта сеть поддержки Хассана разовьется в так называемые Tiger Forces. С того времени у подразделения появилось стабильное ядро квази-солдат, но лоялисты Хассана по прежнему – выходцы из обширной сети милиций, гангстеров и контрабандистов, простирающейся по всей этой центральной и наиболее важной в стратегическом отношении сирийской провинции. Многие из прямых подчиненных Хассана приобрели известность по всей стане в связи разбоем, контрабандой и общими беззаконием. В начале этого года Али Шелли, могущественный бандит из города Тель Сальхаб и прямой подчиненный Хассана настолько распоясался, что режим был вынужден его арестовать и бросить в тюрьму. Его, однако, освободили через считанные дни и отправили на фронт.

Подобные инциденты должны расцениваться как нечто большее, чем внутренняя бюрократическая грызня из-за коррупции. Согласно интервью, которые я провел, лоялисты Хассана известны тем, что занимаются контрабандой людей, оружия и нефти на территории ISIS и мятежников – тем самым напрямую подрывая военное усилие. Но центральное правительство лишь бессильно взирает на происходящее. В моем распоряжении находится рапорт регионального совета обороны сирйиской армии. В нем описывается, как в прошлом месяце силы Шелли были задержаны – в колонне грузовиков под мешками с зерном было обнаружено оружие.