Очевидно, что Асад слишком слаб для того, чтобы принудить, или сломить, или подкупить тех, кто сражается под его флагом. Вместо этого он пытается привязать их к Дамаску политическими средствами. Парламентские “выборы” в апреле этого года продемонстрировали , как происходит этот процесс структурной трансформации – от централизованного государства в винегрет полевых командиров. Большое количество ветеранов государственной бюрократии, местных знаменитостей, столпов системы и рантье режима потеряли свои места в пользу контрабандистов, лидеров милиций и вождей племен. После объявления результатов выборов вживленные в Хаму агенты режима послали делегацию в Дамаск с тем, чтобы объяснить близкому кругу Асада характер и нравы тех людей, с которыми президенту теперь придется иметь дело. Но у Асада нет альтернатив – и он вынужден держать этих людей при себе.
Некоторые из них могут оказаться более проблемными, чем другие. Кузены-клептократы Асада, братья Махлуф, создали сеть собственных милиций через контролируемую ими Ассоциацию аль-Бустан. Она финансирует и гуманитарные усилия, и военные операции. Ассоциация действует на всей территории страны – и старательно держится вне рамок государственного контроля. В то же время, давний заклятый враг БААС, Сирийская Социал-Националистическая Партия (SSNP) восстала из пепла, и пользуется громадной популярностью среди христиан и друзов, рекрутируя их для своего постоянно растущего боевого крыла. С учетом того, какую роль Махлуф исторически играли в SSNP, у многих в Дамаске есть основания для беспокойства в связи с центробежными силами, разрывающими режим на части.
От внешних спонсоров Асада тоже мало толку. Иран, как представляется, вполне доволен мутной ситуацией на местах – после того, как вложил громадные ресурсы в создание сети собственных клиентов. Россия – страна, предположительно наиболее озабоченная стабильностью режима, вообще не обращает внимания на происходящее и не демонстрирует понимания сложившейся ситуации. Ее солдаты и офицеры любят фотографироваться с боевиками различных племенных и сектантских милиций. В одном случае они снялись с боевиками Горного Батальона – небольшого алавитского подразделения, которое в прошлом году торжественно объявило о формировании первого в истории лоялистского подразделения смертников.