По мере того, как империя разрасталась, нужда в обученных ортодоксальных юристах, способных интерпретировать шариат росла. В религиозном отношении империя мало чего придумала и в целом была враждебна в отношении шиитов. Халифат, тем временем, превратился в еще более важный институт, в качестве объединяющей идеи для мусульман в момент распространения европейского колониализма. Отсюда проистекает общий консерватизм всего региона, и использование ислама в качестве анти-империалистческого знамени еще с оттоманских времен. С другое стороны, объединение имперской оттоманской власти и богатства с религиозными функциями оттолкнула многих арабов от халифата. Кульминацией пуританских реакций стал подъем ваххабитского движения в центральной Аравии в середине 18-го века.
В то время как оттоманское правление было выгодно Турции и некоторым частям Леванта, сильные институты не пустили корни в арабском мире, которым османы правили через губернаторов, посредников , племена, и, очень часто – мамлюков. Политическая независимость сохранилась лишь на самых окраинах арабского мира – в Марокко, в Судане, в частях центральной и южной Аравии. В результате этого, сложные политические культуры не развивались в регионе вплоть до 19-го века. В конечном счете, только культивированный Египет, сумел лишь частично восстановить свои превалирующие позиции в регионе в качестве основного игрока на Ближнем Востоке – но и он должен разделять свое политическое и культурное влияние с Турцией, Саудовской Аравией и Ираном.
В результате установления оттоманского контроля большая часть торговли между Европой и Ближним Востоком шла через Стамбул и Алеппо, что снижало значение Египта, Ирака и Аравии. Важные центры вроде Александрии и Багдада превратились в пыльные провинциальные города. Арабская культура стагнировала под турецкой властью. За исключением религиозных трактатов, очень мало литературных и научных работ было написано на арабском языке. По всему исламскому миру поэзия и высокая литература писалась, главным образом, на фарси и турецком.
Таким образом, битва при Мардж Дабик повлекла огромные последствия для сегодняшнего дня. Она определила очертания политической и религиозной культуры Ближнего Востока и привела к помрачению арабской мощи и институтов. Даже после коллапса оттоманской империи, ее наследие продолжало формировать арабский мир – который не оказался бы под контролем турок, если бы не поражение при Мардж Дабик.
Exactly 500 Years Ago, This Battle Changed the Middle East Forever
Akhilesh Pillalamarri
August 23, 2016