15 июня 1967 года Вальтер Ульбрихт, первый секретарь СЕПГ и лидер режима Восточной Германии с 1967 года произнес речь, ставшую каноном восточногерманского антагонизма в отношении Израиля.
Когда он говорил, надежды на победу советского блока и поддерживаемых им арабских государств над Государством Израиль были сокрушены. Столкнувшись с одним из самых серьезных провалов советской политики за весь период холодной войны, Ульбрихт возложил всю вину на израильтян, которые, в его версии, были частью заговора США, Британии и Западной Германии. В начале войны политбюро СЕГ провозгласило поддержку арабских государств и осудило израильскую “агрессию”. Речь Ульбрихта в Лейпциге вновь подтвердила то, что близкому кругу его сторонников было известно давно – но стало настоящим шоком для международной общественности, осознавшей , что коммунистический режим Восточной Германии является горячим сторонником и спонсором усилий арабских государств в их войне против евреев.
Те, кто наблюдал за происходящим за пределами Восточной Германии были потрясены тем, что режим, описывавший сам себя в качестве “антифашистского” поддержал сторону , воюющую против Еврейского государства – несмотря на то, что Советский Союз в свое время поддержал план ООН по разделу Палестины. В известной речи Андрея Громыко на Генеральной Ассамблеи ООН 14 мая 1947 года он выступил “в защиту элементарных прав еврейского народа на самозащиту перед лицом фашистских палачей”. Советский посол предпочел бы создание единого еврейско-арабского государства в Палестине, но ввиду конфликта между двумя народами согласился с предложенным планом раздела. В то же время советский представитель подчеркнул, что “самым существенным фактом является то, что население Палестины состоит из двух народов – евреев и арабов, и каждый из них имеет исторические корни в Палестине”.
Исследуя обстоятельства разворота советской политики на 180 градусов в 1949 году стоит помнить о трех основных аспектах речи Громыко. Во-первых, он связал советскую поддержку создания еврейского государства в Палестине с советским и коммунистическим антифашизмом. Во-вторых, он описал стремление к созданию такого государства в качестве справедливого. В-третьих – и об этом вспоминают куда реже, он признал что не только арабы, но и евреи “имеют исторические корни в Палестине”. Возникновение альянса Советского Союза и советского блока с арабскими государствами потребовало отказа от всех этих трех постулатов. Оно также потребовало коренной переделки понятия антифашизма – того, как понимал его Громыко в 1947 году.