В Египте их зовут шабаб аль-ахве (парни в кофейне), в Алжире – хиттис (отирающие стены), в Марокко – diplômés chômeurs (безработные со степенью). По всему арабском миру ряды молодых и обиженных раздуваются.
В большинстве стран “молодежный бугор” ведет к экономическому буму. Но арабские автократы рассматривают молодых людей в качестве угрозы – и у них есть на то причины. Лучше образованные чем их родители, связанные с внешним миром, скептически настроенные в отношении политических и религиозных властей, молодые люди была в авангарде восстаний 2011 года. Они свергли правителей Туниса, Ливии, Египта и Йемена, повергнув в шок оставшихся у власти королей и президентов.
Теперь, все эти страны, за исключением Туниса, или скатились в гражданскую войну, или увидели, как их революции откатились обратно. Участь молодого араба ухудшилась – работу найти труднее, а оказаться в тюремной клетке – куда легче. Выбор невелик – нищета, эмиграция – или джихад.
И это создает условия для следующего взрыва. И ни в каком другом месте ядовитая смесь демографического стресса, репрессий и экономической некомпетентности не выражена так ярко, как в Египте Абделя Фаттаха Сиси.
Арабское население растет с невероятной быстротой. Несмотря на то, что пропорция тех кому 15-24 года достигла своего пика – 20% в 2010 году (из 357 миллионов человек), абсолютное число молодых арабов продолжает расти , и увеличится с 48 миллионов в 2010 до 58 миллионов в 2025.
Египет – самое большое арабское государство, и играет центральную роль в регионе. Если он преуспеет, мрак над регионом несколько рассеется, если его ждет коллапс, то сегодняшний беспредел еще более усугубится. Мистер Сиси – генерал, захвативший власть в 2013 году, доказал, что он более репрессивен, чем мистер Хосни Мубарак, свергнутый “Арабской Весной”. И он также некомпетентен, как и мистер Мухаммед Мурси – победивший на выборах исламист.
Режим разорен. Он держится исключительно за счет денежных инъекций стран Залива (и, в меньшей степени, за счет военной помощи Америки). Даже с миллиардами нефтедолларов дыра в египетском бюджете продолжает расти и достигла 12% от ВНП.
Уровень безработицы среди молодежи – 40%. Правительственные структуры распухли от ничего не делающих бюрократов, и в египетской склеротичной, статичной экономике частный сектор не в состоянии абсорбировать сотни тысяч новых работников, каждый год вступающих на сужающийся рынок труда. Самое потрясающее – сломанная египетская система не в состоянии обеспечить работой выпускников университетов, в то время как безграмотные имеют меньше шансов стать безработными.