Часть первая. Подъем глобалистов
По мере того, как нации богатеют, их ценности меняются предсказуемым образом. Самый детальный, долгосрочный и внушительный обзор представлен в World Values Survey, в котором отражено мнение людей из десятков стран о их убеждениях и ценностях. WVS собрал к сегодняшнему дню данные о “шести волнах”, с начала 80-х годов. Последний обзор включал в себя 60 государств. Почти все страны сегодня куда более богаты, чем в 80-х, и многие из них перешли от коммунизма к капитализму и от диктатуры к демократии. Как эти монументальные изменения повлияли на их ценности?
Каждая страна следовала своей уникальной траектории, но если мы взглянем на произошедшее достаточно широко, вырисовываются некоторые общие тренды. Как представляется, страны двигались в двух направлениях, и вдоль двух осей: во-первых, по мере индустриализации они отрывались от “традиционных ценностей”, в которых религия, ритуал и подчинение властям были важны, и продвигались в направлении “секуляристских рациональных” ценностей, которые более открыты к прогрессу, изменению и социальному инжинирингу, базирующемуся на рациональных соображениях.
Во-вторых, по мере того, как страны богатеют, все больше граждан начинает работать в сфере обслуживания, нации уходят от “ценностей выживания”, подчеркивавших экономическую и физическую безопасность в рамках семьи, племени, местечковой группы, в направлении “самовыражения” или “эмансипации”, делают ударение на индивидуальных свободах – и не только для самого себя, но из принципа – для всех и каждого. Вот краткое изложение этих ценностей из введения в книгу Кристиана Вельзеля Freedom Rising:
“Снижение прессинга существования (экзистенциальных вызовов и угроз) открывает разум людей, и позволяют им отдавать приоритет свободе, а не безопасности, автономия занимает место авторитета, разнообразие – единообразия, и креативность – дисциплины. Точно также, непрекращающийся экзистенциальный прессинг держит разум людей закрытым, и в этом случае они выбирают прямо противоположные приоритеты … экзистенциально облегченный тип разума является источником толерантности и солидарности за пределами чьей-то группы: экзистенциально напряженный тип разума является источником дискриминации и враждебности в отношении внешних групп”.
Демократический капитализм – в обществах с верховенством закона и некоррумпированными институтами – генерирует постоянный рост уровня жизни и безопасность жизни – уже в течение многих десятилетий. По мере того, как общества становятся более богатыми и безопасными, они, как правило, становятся более открытыми и толерантными. Вкупе с неограниченным доступом к продуктам, потребительским товарам, фильмам других культур это принесло нам глобализацию и интернет, и такая открытость неизбежно повлекла за собой укрепление космополитического подхода и взгляда на жизнь, наиболее ясно проявляющегося у молодых урбанистических элит. Местные связи ослабевают, местечковость становится ругательным словом, и люди начинают думать о других как о товарищах – “гражданах мира” (цитата из кандидата в президенты Барака Обамы , 2008 год, Берлин). Слово космополит происходит от греческого “гражданин мира”. Космополиты рады разнообразию и приветствуют иммиграцию, и часто превращают эти темы в лакмусовую бумажку для определения морального благоприличия.