Что творится с западными демократиями? Начиная возвышения Дональда Трампа и разнообразного ассортимента крайне-правых западноевропейских партий и кончая Brexit многие левые чувствуют, что распространяется, словно вирус Зика, нечто отвратительное и опасное – правый популизм. Он поражает избирателя, и тот, по словам обеспокоенных критиков “готов вредить самому себе”, своим собственным кровным интересам – в случае, если новые лидеры повернутся к изоляционизму, который замедлит экономический рост.
Большинство аналитических статей, опубликованных по следам Brexit , фокусируются на экономических факторах и на то или иной версии “брошенных”, согласно которому глобализация увеличивает процветание в мире, с поразительным исключением, которым является рабочий класс западных стран. Эти менее образованные граждане богатейших стран потеряли доступ к относительно хорошо оплачиваемым, но не требующим особых умений работам. Эти работы либо перенесены за море, либо отданы иммигрантам, готовым работать за меньшее. В общинах, где зарплаты стагнируют или снижаются, постоянно растущие изобилие, ренты и самоуверенность Лондона и других супер-городов порождает раздражение.
Меньший набор анализов, большей частью в Соединенных Штатах, фокусируется на характерных чертах авторитаризма с тем, чтобы объяснить, почему популисткие движения враждебны к иммиграции, и почему они зачастую содержат в себе откровенно расистский фринж.
Глобализция и авторитаризм являются необходимыми составляющими этой истории, но в этом эссе я соединяю их вместе по-новому. Я расскажу историю в четырех частях. Она начинается с описания различия между глобалистами и националистами, сформулированное историком Майклом Линдом и другими комментаторами – это хорошее описание двух соперничающих команд в западном мире. Марин Ле Пен, лидер французского Национального Фронта, указала на ту же разделительную линию в декабре прошлого года, обрисовав битву за Францию в качестве сражения между глобалистами и патриотами. Но вместо того, чтобы фокусироваться на националистах как на людях, для объяснения которых нужны эксперты, я начну свой рассказ с глобалистов. Я покажу, как глобализация и рост процветания изменили поведение урбанистических элит, что в свое очередь подталкивает их говорить и действовать так, что они неразумно активируют авторитарные тенденции. Я продемонстрирую, что иммиграция – центральная тема всех крайне-правых движений. Это не просто искра, это – динамит, и те, кто отвергает анти-иммигрантские сантименты, считая их неприкрытым расизмом, упускают из виду несколько важных аспектов моральной психологии, относящихся к общечеловеческому стремлению жить в стабильном и логически сцепленном моральном порядке. Если к экономическим объяснениям авторитаризма добавить моральную психологию, становится возможным предложить некоторые советы по снижению интенсивности последней волны конфликтов.