После Brexit нет передышки
Парадоксальным образом, но именно демократия стала причиной одного из самых неприятных испытаний европейской демократии. После Brexit Европа внезапно очнулась от счастливого сна. Вдруг она осознала, что весь белый хлеб съеден. Люди перестали прятать свое ощущение того, что количество недостатков Европейского Союза превосходит количество преимуществ, которые он с собой несет.
Европа, которая только вчера была очевидной для каждого автострадой в будущее народов и цивилизаций, сегодня превратилась в сомнительный лабиринт.
И после этого вернулся терроризм.
Ницца и агония мультикултурализма.
После атаки в Ницце реакция народа была неопределенной и неоднозначной. Языки развязались. Начали звучать слова, которые раньше многих напрягали и расстраивали. Задаются вопросы о политическом проекте ислама. Критикуется способность государства защищать своих граждан. Идеология “единства любой ценой” больше не работает.
Быстро все почувствовали что это – переломный момент нашей истории. Постепенно, рыдания белого человека смолкли, слезы высохли и появилось, место для пока еще робкой, но многообещающей реакции идентичности: “Европейская цивилизация должна дать отпор варварству”. Она должна утверждать свои ценности, а не уступать. И те, кто поселился здесь, обязаны эти ценности принять.
Мюнхен и неизвестность
Расстрел в мюнхенском торговом центре еще не продемонстрировал своего эффекта. Немцы очнулись в мире, где трагедия может произойти в любом месте.
Каково будет воздействие этого (или следующего) эпизода на то, как немцы – а значит и вся Европа – понимают происходящее? Никто не знает – но реакция может быть ужасной. За исключением хорового пения французских германофилов, уверенных в том, что “немцы изменились”, в реальности никто не знает, какие демоны будут разбужены такими событиями.