Когда Турция начала играть такую же роль для США в войне против Сирии – посылая оружие инсургентам, ее коррумпированные разведывательные службы начали сотрудничать с исламистами, воюющими против государственной власти в Сирии. В турецких городах начали рваться бомбы. Единственное отличие от Пакистана – Турция возобновила войну против курдов на юго-востоке страны, где части города Дьярбакир теперь напоминают разрушенный Хомс или Алеппо. Эрдоган слишком поздно осознал ту цену, которую его стране придется заплатить за выбранную для нее роль. Одно дело сказать “извини” Владимиру Путину и помириться с Нетаниягу – но если ты не можешь доверять своей собственной армии, у тебя есть действительно серьезные проблемы, на которых стоит сконцентрироваться.
Три тысячи арестов сделанных Эрдоганом – нечто большее по масштабам, чем армия планировала для него в случае успеха. Но арестованные – лишь небольшая часть офицеров и солдат, верящих в то, что султан в Стамбуле разрушает страну. И это не только причина для чувства ужаса, которое должно охватить руководство и НАТО, и ЕС. Реально важен один вопрос – в какой степени этот (временный) успех повлияет на Эрдогана, насколько он осмелеет, с тем. чтобы устроить еще более процессов, арестовать еще больше журналистов, закрыть больше газет, убить больше курдов, или еще больше отрицать армянский геноцид 1915 года.
Для неосведомленных зачастую трудно осознать ту степень страха и почти расистского отвращения с которой Турция рассматривает любую форму курдского сопротивления. Беспрерывное использование Америкой, Россией, Европой, Западом слова “террорист, настолько лишили его эмоциональной нагрузки, что мы не в состоянии понять насколько турки считают “террористов” курдов угрозой самому существования турецкого государства – точно также, как они рассматривали в качестве такой угрозы армян во время первой мировой войны. Мустафа Кемаль Ататюрк мог быть старым добрым автократом, обожаемым даже и самим Адольфом Гитлером, но его борьба за объединение Турции была порождена теми самыми фракциями, которые и по сей день как дьявольские призраки витают над Турцией – вместе с черными – и обоснованными подозрениями относительно заговоров западных держав против турецкого государства.
Подводя итог, можно сказать, что в минувшие выходные в Турции произошли куда более драматические события, чем это могло бы показаться на первый взгляд. От границы Евросоюза, через Сирию, Турцию, Ирак, через большую часть египетского Синая в Ливию, и – посмеет ли кто-то вспомнить об этом после Ниццы? – вплоть до Туниса простирается сегодня пояс анархии и государств в состоянии коллапса. Сэр Марк Сайкс и мосье Франсуа-Жорж Пико начали расчленение Оттоманской империи – с помощью Артура Бальфура – и оно продолжается и по сей день.
В этих мрачных исторических рамках должны мы рассматривать неудавшийся путч в Анкаре. Ждите следующих в грядущие месяцы или годы.
Robert Fisk Turkey’s coup may have failed – but history shows it won’t be long before another one succeeds Saturday 16 July 2016