1976. Возвращение Ислама II

С самого начала христиане играли ведущую роль среди толкователей, идеологов и лидеров светского национализма.В качестве членов не-мусульманских общин в мусульманском государстве, они занимали позиции стабильной, привилегированной , но тем не менее, безошибочной неполноценности – и в эпоху перемен даже те права, которые им были дарованы находились под угрозой. В государстве, базисом идентичности которого были бы язык и культура, а не религия и община, они могли бы стать полноправными членами – возможность, которой не существовало при старой системе. В качестве христиан, они были более открыты в отношении западных идей, и с большей готовностью идентифицировали себя в национальных терминах. Прекрасное образование, к которому они имели доступ, позволило им играть ведущую роль и в интеллектуальной, и в коммерческой жизни. Христиане, в особенности, ливанские христиане, сыграли непропорционально большую роль в основании и развитии печатной прессы в Египте и других арабских странах, и христианские имена выделяются среди знаменитых новеллистов, поэтов, публицистов на ранних стадиях развития арабской литературы. Даже в националистических движениях, многие лидеры и пресс-представители были членами христианских меньшинств. Их значение в культурной и политической жизни шло параллельно с стремительным ростом материальных богатств христиан.

В последние десятилетия с этими богатствами и с этой выдающейся ролью общество более не могло мириться. Частично посредством мер национализации, объявленной социалистическими правительствами, частично через другие, более прямые меры, вес и значение христианских общин было сокращено – в одной арабской стране за другой, и теперь христианам брошен вызов в их последнем бастионе – Ливане. Христианское доминирование в культурной жизни давно закончилось, появилось новое поколение писателей, большинство из них – мусульмане. Все еще сохранились христианские политики и идеологи, но их роль значительно ограничена в обществе, которое все больше осознает свою мусульманскую идентичность, наследие и устремления. Среди множества организаций, входящих в ООП, главной является ФАТХ. Он состоит, главным образом, хотя и не исключительно из мусульман. С другой стороны, многие христианские организации склонны к экстремизму, так как в радикальном экстремизме эти христиане рассчитывают найти признание и равенство, в которых им отказывает национализм.

The Return of Islam Bernard Lewis / Jan. 1, 1976 commentary Magazine