Иран, где уровень рождаемости сократился с 7 в 1979 до 1,8 сегодня, может похвастаться наиболее стремительно стареющим населением в мире. Турция на бумаге имеет уровень рождаемости 2,18 (уровень простого воспроизводства), но разрыв между этническими курдами и этническими турками превращает нынешнюю географическую конфигурацию Турции в невозможную.
Курдская храбрость и военное мастерство поставили Турцию в тупик. Любая эффективная военная акция против ISIS улучшает позицию курдов и приближает тот день, когда у курдов будет собственное государство, в состав которого войдет северо-запад Ирака и юго-восток Турции, а также юго-западный угол Ирана и кусок севера Сирии. Турция не может выйти из НАТО, который является гарантом ее территориальной целостности. У нее нет иного выбора, как играть на обе стороны, выступая в качестве члена альянса на публике, и, одновременно, тайно саботируя усилия по уничтожению ISIS.
И в этом – происхождение нынешнего мигрантского кризиса.
С начала нынешней волны беженцев прошлым летом, службы безопасности европейских государств обвиняют Турцию в том, что она спровоцировала мигрантский кризис. Турция, с помощью системы электронных виз открыла немедленный доступ страну мигрантов из 89 государств (из стран с мусульманским населением). Единственным условием является уплата небольшой пошлины он-лайн и использование “авторизованных авиалиний” каковыми являются Turkish Airlines и Pegasus. Для оформления электронной визы не требуется абсолютно никаких подтверждающих документов. Репортер Daily Telegraph в разгар мигрантского кризиса, выдав себя за гражданина Афганистана, получил визу в течение пяти минут. По прибытии в Турцию мигрантов практически не проверяют – только смотрят, чтобы их имена не фигурировали в списках разыскиваемых террористов.
Причины, по которым Турция распахнула свои границы неясны. Она могла сделать это для того, чтобы увеличить прибыли своих авиаперевозчиков – или для того, чтобы использовать мигрантов в качестве разменной монеты в игре с Европой. В любом случае, Эрдоган использовал это на полную катушку – заручившись обещаниями предоставления безвизового въезда для турок в Европу и выплаты шести миллиардов долларов. Если в обмен на это Эрдоган может закрыть границы, это означает, что он мог сделать это и год назад, на пике мигрантского кризиса.
Европа и Государства Залива, между тем, увеличили займы турецкой экономике, которая генерировала пузырь потребительского долга, который выглядит хуже, чем американский крах 2008 года. Народная поддержка Эрдогану зависит от свободного потока кредитов, в особенности, в строительстве и в покупке жилья. Расплата с долгами превратит его позицию в несостоятельную. И потому европейцы и Залив пытаются сейчас вытащить турецкого президента за уши из долгового кризиса.
Запад выбрал поддержку Эрдогана, предоставление ему любых поблажек и резервов. Это оставляет Левант и Месопотамию в состоянии перманентной гражданской войны. 19 мая широко отмечалось 100 лет с момента подписания соглашения Сайкса-Пико, по которому Британия и Франция выкроили карту современного Ближнего Востока. Империалистов мало интересовало благосостояние региона, но они добились одной важной вещи. Они стабилизировали Ближний Восток почти на столетие.