– Если это додумать до конца, это значит, что мы будем жить под халифатом Эрдогана в Германии. Это звучит совершенно абсурдно. Это означает конец Европы?
Да. У нее больше нет будущего.
– Что еще вы можете сказать о Европе, что вы думаете?
Все закончено. С одной стороны, Европа меня приглашает, потому что хочет услышать политически некорректные мнения. С другой стороны, она боится, что я наделаю проблем.
– Что вы не можете сказать?
Не сказать вам ничего – это гораздо более коварно. Но все, что критикует ислам порождает проблемы. Сегодня люди могут критиковать все что угодно, даже бога – но не ислам.
– Вы исламофоб, мосье Сансаль?
Не в том смысле слова, которое обычно используют. Я не люблю ислам, я не верю в него, и я утверждаю, что он не только угроза, но гигантский риск. Он расколет наше общество.
– Ваш коллега Камиль Дауд породил большой фурор, заявив, что молодых мусульман, атаковавших женщин на Новый Год в Кельне можно описать как “сексуально угнетенных”. Вы с ним согласны?
Дауд живет в Алжире, он видит подобные ситуации каждый день. Это общество фрустрации, и не только сексуальной. Молодой мусульманин, внезапно столкнувшийся со свободным миром не может правильно интерпретировать молодую женщину, демонстрирующую свое тело.
– Нам не хватает убежденности и мужества для того, чтобы защитить наши ценности?
Исламисты воюют очень мужественно за то, во что они верят. Уже одно это создает для них преимущества. Что касается нас, то я могу лишь с сожалением констатировать: Нас ничто не вдохновляет. Ради слова свобода раньше мы уезжали на другой конец света. Сегодня оно превратилось в пустышку.
– Это неправда. После Charlie Hebdo миллионы вышли на улицы ради свободы.
Это – не более, чем спонтанная эмоциональная реакция. В этом не было никакой ценности – за исключением пиара для глав государств. И над всем этим – бедный Олланд, маленькая птичка, не знающая. что делать. В Алжире мы видим, когда народ подавлен чувствами: безумный, коллективный рев!
– Правильно ли мы понимаем. исходя из названия вашей книги “Конец мира”, что надежды нет нигде?
Вы знаете, иногда что-то маленькое, идея, предложение – и все вдруг оборачивается оп другому. В Алжире это были слова писателя Тахара Джаута. Они распространились по стране мгновенно, как лесной пожар. У людей как-будто пелена с глаз упала. Он был прав. Его слова вдохновляли.
– Что он сказал?
Со своей скромной улыбкой, он сказал в интервью: Если ты говоришь, ты умрешь, если ты не говоришь, то тоже умрешь. Так говори и умри… Через неделю они его убили.
BOUALEM SANSAL 29.05.16 “Der Islam wird unsere Gesellschaft aufsprengen” Welt am Sonntag