Для Адена и Мукаллы были созданы подробные списки целей. В Мукалла специфические кварталы подверглись точечным бомбардировкам и обстрелам с моря. После этого были проведены скоординированные рейды шестью подразделениями спецназа численностью по сто человек, при поддержке вертолетов Apache ОАЭ. Затем портовый город был атакован с трех направлений моторизованными пехотными соединениями, при поддержке флотилии ВМС ОАЭ. С моря также был высажен десант роты морской пехоты США.
В ходе боев за ключевые порты, нефтяные месторождения и дороги , коалиция уничтожила 450 боевиков в Мукалла, 120 в Адене и 220 на южном побережье в феврале –мае 2016 года. AQAP со своей стороны, утверждает, что ее силы рассеялись и отступили, не понеся существенных потерь. Есть серьезные основания полагать, что AQAP действительно удалось закрепиться на новых рубежах и редутах. Даже если это действительно так, и даже если данные о потерях аль-Каиды, предоставленные коалицией, завышены в два-четыре раза, ключевой факт остается – Мукалла потеряна, вместе с ней утрачен престиж и доходы от нефтяных месторождений и портов.
Предотвращение возможности AQAP действовать открыто в зоне между Аденом и Мукалла – важное достижение. Но йеменское правительство сможет существенно снизить роль аль-Каиды только в том случае, если местные племена убедятся что оно – более могущественный и выгодный партнер. Поэтому главным вызовом после зачистки местности станет удержание освобожденных территорий, создание на них новых альянсов и строительство на них базисной социальной инфраструктуры.
В настоящее время “освобожденные территории” контролируют, главным образом упомянутые подразделения йеменской армии и племенная конфедерация. У AQAP – относительно слабая поддержка в городах, количество местных, убитых в ходе освобождения Мукаллы невелико, что снижает трения с коалицией. ОАЭ располагает значительным опытом работы Ливане, Сомали, Косово, Ливии и в Афганистане. С лета 2015 продолжаются активные гражданско-военные операции на местах, в первую очередь, в Мукалла. Идут работы по обеспечению населения продовольствием, лекарствами и восстановлению поврежденной инфраструктуры. В Адене открываются школы, мебель и униформа для которых производится в Йемене. Что имеет дополнительный благотворный эффект на ситуацию а юге страны.
Все описанные операции, однако, не разрушают мощной базы поддержки AQAP в южном Йемене. Аль-Каида продолжит активные попытки воспрепятствовать восстановлению государственной власти в этой части страны. Успешные анти-партизанские кампании всегда длятся долго. Даже при наилучшем сценарии они могут продлиться более десятилетия. Реконструкция особенно трудна в Йемене. Все это станет проверкой на выносливость для региональных игроков – независимо от степени их решимости и целеустремленности. Война против аль-Каиды сохранит динамический характер – племенные альянсы AQAP против йеменских аналогов.
В этой войне у ОАЭ есть определенные преимущества. У государств Залива и йеменцев – общий язык, культура, религия, взгляд на мир и понимание необходимости создания коалиций. У ОАЭ – особенно крепкие связи с южным Йеменом и менее проблемный исторический багаж отношений с этой страной, чем у Саудовской Аравии. Кроме того, в распоряжении Эмиратов – полезные опытные военные кадры, которые демонстрируют свою способность планировать и осуществлять операции по восстановлению и поддержанию стабильности. AQAP, в йеменском контексте, считается самым сметливым игроком. Но партнерство коалиции Залива, йеменских сил и Соединенных Штатов сталкивает ее с самым проблемным и жестким противником.
THE U.A.E. APPROACH TO COUNTERINSURGENCY IN YEMEN
MICHAEL KNIGHTSMAY 23, 2016