В Мукалла AQAP воспользовался коллапсом йеменской армии для организации силового освобождения своих людей из тюрем. Только в ходе одного из мятежей в тюрьме были освобождены 270 боевиков во главе с местным лидером аль-Каиды Халедом Бартафи. За этим последовал рейд против отделения центрального банка в Мукалле, в ходе которого были захвачены 100 миллионов долларов наличными. AQAP оставила гражданскую администрацию на месте, но реорганизовала и переименовала ее в Национальный Совет Хадрамаут, и ввела в него своих людей. Индивидуальные налоги были отменены, населению пообещали “компенсации”. Одновременно, AQAP организовала патрули на море и команды рэкетиров, которые взимали дань с импортеров продовольствия и топлива в портах. Часть полученных денег шла на хорошо разрекламированные проекты в сфере общественного строительства. AQAP даже вела переговоры с йеменским правительством об организации экспорта нефти через терминалы Мукалла и аш-Шихр – при этом правительству доставалось бы 75% доходов, а “Совету Хадрамаут” -25%. Правительство отказалось, но сам факт переговоров свидетельствует о том, что AQAP была на грани создания эмирата – не менее живучего и экономически устойчивого, как те, что были созданы Исламским Государством в Ираке, Сирии и Ливии.
Уничтожение AQAP явно не было приоритетом арабской коалиции – но она занялась террористическим анклавом при первой же возможности, в феврале 2016 года, перед началом мирных переговоров. Специфически, ОАЭ взяли на себя ответственность за вычищение AQAP из Адена. Следующим шагом стало освобождение Мукаллы и лишение AQAP контроля над движением топлива и продовольствия на юге Йемена.
AQAP продемонстрировал свою приспособляемость, живучесть и умение создавать коалиции. Для того, чтобы нанести аль-Каиде поражение, ОАЭ потребовалось создать собственную коалицию. Этому предшествовало значительное усилие Эмиратов по подготовке и оснащению милиций в Хадрамаут и Адене. Тут следует отметить традиционные крепкие связи Эмиратов с южным Йеменом, объясняющиеся исходом многих племен из этого района в ОАЭ в период социалистических экспериментов в Южном Йемене в конце 60-х. Речь идет о семейных связях и широко распространенной абсорбции йеменцев в аппарат безопасности и армию ОАЭ. Когда племенные лидеры были вынуждены бежать из Мукаллы и Адена в 2015, многие из них нашли убежище у родственников в ОАЭ. Все это помогло в кропотливом деле создания коалиции, противостоящей AQAP. Это усилие продолжалось на протяжении всего 2015 года.
Начиная с апреля 2015 коалиция работала над создание крупной группировки (12 тысяч человек) с целью захвата Мукалла и нефтяных месторождений Масила. Среди прочего, были привлечены военные командиры 1-го и 2-го военных округов йеменской армии в северном Хадрамаут и Мукалла. Под их командованием находились 6500 солдат – но им не хватало оружия и боеприпасов. Кроме того, была вооружена Конфедерация Племен Хадрамаут (1500 человек). Данное образование финансировалось ОАЭ. Членам милиции были поставлены бронетранспортеры Caiman и Reva, оснащенные противотанковыми ракетами. Также в самой Мукалла действовало до 4 тысяч членов племен “внутреннего сопротивления”. Часть из них оставалась внутри города, часть покинул Мукалла непосредственно перед штурмом. Штурм начался с высадки десанта, в котором принимали участие 10 патрульных катеров ВМС ОАЭ и другие корабли. Эмираты предпочли в данном случае опираться не на хорошо обученную и вооруженную силу, но на целеустремленных племенных союзников, исполнявших простые инструкции наброска плана атаки, разработанного эмиратскими генералами.
Это отличалось то того, как коалиция повела себя в Адене. Там предпочли создать меньшие по численности, но хорошо обученные для ведения боев в городских условиях силы. Сразу после освобождения Адена все имеющиеся ресурсы были брошены на войну против хути, и безопасности в городе не уделялось достаточного внимания. Все изменилось в феврале 2016, когда были созданы рудиментарные йеменские контр- террористические отряды – шесть подразделений по 100 человек в каждом. ОАЭ оснастили их своими бронетранспортерами Nimr.
Победа над AQAP в Адене и окрестностях зависела, в первую очередь, от способности сбора разведывательной информации. Коалиция, в этом отношении, располагает впечатляющими активами – которые и были в полной мере применены. Речь идет не только о вертолетах, легких разведывательных самолетах и самолетах радиоэлектронной разведки, оснащенных новейшими оптико-электронными средствами. Также использовались беспилотники с дальностью действия 200-250 км. Американцы наверняка предоставляли имеющиеся в их распоряжении данные спутниковой и радиэлектронной разведки. Важнее всего – у коалиции есть возможность классического, с помощью агентов, работающих в рядах врага, шпионажа на местах.