Конфликт в Йемене невозможно представить в качестве одной войны . Основная война идет между саудовской коалицией арабских государств, поддерживающей признанное ООН правительство Йемена против альянса шиитских кланов хути. Но посреди этой войны идет другая – против базирующейся в Йемене террористической группы Аль-Каида Аравийского Полуострова (AQAP).
Масштаб арабской (преимущественно из стран Залива) интервенции в Йемене стал неожиданным для большинства наблюдателей. Саудовская Аравия и ОАЭ возглавляют коалицию из 10 арабских государств. Рияд занимается преимущественно северным Йеменом, в то время как ОАЭ – югом и востоком страны. Цель арабской коалиции – вернуть международно признанное правительство Хади в Сану. При негласной поддержке американцев – в виде вооружений и разведывательных данных, коалиция, правительственные силы и про-правительственные племена вытеснили хути из Адена – второго по величине города Йемена. После этого началась сухопутная фаза кампании. Наступление осуществлялось из Адена и с территории Саудовской Аравии. Его целью является оттеснение хути от портов на Красном море и крупных городов. В настоящее время боевые действия против шиитов приостановлены на фоне продолжающихся мирных переговоров.
Одним из непреднамеренных последствий йеменской гражданской войны стало расширение зоны влияния AQAP. ОАЭ воспользовались затишьем на фронте войны против хути для осуществления двухмесячного блица против аль-Каиды. Коалиция и ее йеменские союзники сорвали попытку создания сплошной зоны контроля AQAP от Адена до Мукаллы, в состав которой входили два важных порта на побережье Индийского океана и различные энергетические объекты.
Несмотря на то, что речь идет о важном достижении, главные вопросы остаются нерешенными. Сможет ли арабская коалиция разгромить AQAP, или та сумеет, как уже неоднократно, затаится, выждать удобного момента и ударить вновь?
У AQAP – глубокие корни в южном Йемене, в особенности, в провинциях Аден, Абайян и Шабва, в состав которых входит большая часть территорий между Аденом и Мукаллой. Группа начала демонстрировать свои территориальные притязания еще до начала Арабской Весны и гражданской войны, критически ослабивших йеменское государство. В конце 2011 племенные союзники AQAP осадили базу бригады йеменской армии в Зинджибар, столице Абайян. Для снятия осады потребовалась войсковая операция на уровне дивизии и при помощи американцев. AQAP воспользовалась наступлением хути в апреле 2015 для захвата южных губернаторств. Организация активно рекрутировала в этом районе – но не целыми племенами, а на индивидуальной основе. Появились новые полувоенные образования, численностью от 30 до 100 человек. Начиная с апреля 2015, они начали захватывать и разграблять базы йеменской армии, и превратились в ключевых игроков в ряде кварталов Адена и в других городах юга страны. AQAP оставляла на местах местную администрацию, с тем, чтобы она занималась социальной поддержкой населения. В то же время, она начала рейды в университетах с целью установления шариатских порядков, а также организовала систему рэкета в портах и на дорогах. Не остановившись на этом, AQAP начала наносить удары по объектам правительства Хади, и, в конце концов – штаб-квартире коалиции в Адене. Ее активность на дорогах поставила под угрозу логистику операции арабской коалиции.