Жил да был один человек. В молодости он совершил ужасное преступление, убив множество безвинных. Сегодня он уже не может вспомнить, что его к этому подтолкнуло. Он пытался думать об этом, но но воспоминания приходили ему на ум нехотя и не часто. Ярость и вина давно превратились в осадок отвращения. Он много и тяжело работал, пытаясь забыться в монотонности дневных задач.Он искал спасения в безвкусных развлечениях, он ходил на футбол, смотрел порнографию и дублированные версии американских мыльных опер, ходил на пляж.
У него был ребенок, но не было внуков. Его сын знал, что тот сотворил что-то непростительное, но не хотел знать, что точно, а старик не хотел ему рассказывать. Старое преступление висело, как черная завеса между ними.
Старик чувствовал, что жить ему осталось недолго. Впереди он видел дни, омраченные скукой, освещаемый лишь внезапными вспышками раскаяния. Дни приходили и уходили, и он не знал, как еще жить. Поскольку у него было связей с жизнью, он не знал, как готовить себя к смерти.
Однажды старик встретил беспризорника, и спонтанно пригласил его к себе в квартиру. Он накормил странного мальчишку и разрешил ему остаться. На следующий день он купил ему новую одежду, дал ему новые вещи – смартфон, видеоигры, джерси. Мальчишка обосновался у старика и мало что говорил.
Очень скоро старик начал замечать, что из дома пропадают вещи. Часы его отца исчезли из тумбочки. Сувенирный серебряный кубок больше не стоял на комоде. Хуже того, он начал замечать, что вещи в доме намеренно ломаются. Осколки кувшина для воды валялись на кухонном полу. Зеркало в ванне было разбито. Софа изрезана ножом.
В конце концов, старик сцепился с мальчишкой: “Я делал для тебя только добро, почему ты так поступаешь со мной?”, Мальчишка только рассмеялся, и дал ему в зубы. Старик лежит на полу, кровь идет ртом и носом. Может вызвать полицию? Он думает: “Нет, не буду вызывать полицию. Какая разница? Все равно я скоро умру. Может из этого получится что-то хорошее”. Перспектива смерти лишает нас рациональности, в особенности, если мы осознаем, что наша жизнь сложилась не так.
Канцлер Ангела Меркель, “Человек Года” журнала Time была моделью рациональности. Она сумела подстраховать почти обанкротившихся южных соседей Германии во время великого европейского долгового кризиса 2012 года, сгладила украинский кризис после Майдана и российского захвата Крыма, сбалансировала обязанности перед НАТО и европейской интеграцией – и возглавила единственную крупную успешную экономику Европы. Меркель была рациональной до тех пор, пока она рациональной быть перестала.