Джейш аль-Ислам традиционно рисуют в качестве клиента Саудовской Аравии – но связь нельзя назвать ни ясной, ни прямолинейной. В то время как ряд имамов в странах Залива, включая отца Аллуша, Абдуллу, поддерживают группировку, она также в состоянии извлекать значительные средства из подконтрольных ей территорий. Речь идет о различных видах контрабандной и тоннельной экономики. Группа может быть куда более независимой, чем это принято считать – несмотря на то что она, несомненно, ориентирована на страны Залива.
Американцы, со своей стороны, отказали принять требования русских и признать Джейш аль-Ислам террористической организацией, указывая на то, что та воюет с аль-Каидой в Восточной Гуте. В то же время, сектансткая риторика Джейш аль-Ислам сильно напрягает американцев. По данным источников в анклаве, Файлак ар-Рахман поулчил от MOC 1,2 миллиона долларов на покупку оружия – с тем, чтобы действовать против Джейш аль-Ислам. Кроме того, распространяются слухи о том, что иорданская разведка была напрямую связана с убийством Захрана Аллуша.
Файлак ар-Рахман эти сообщения опровергает: “Это слухи, распространяемые Джейш аль-Ислам. Они говорят, что мы работаем с иорданской разведкой, что мы сотрудничаем с Джабхат ан-Нусрой, что мы пригласили в Восточную Гуту Исламское Государство. Это – попытка создать у людей ощущение, что мы – предатели и экстремисты, подстрекать народ против нас”.
После недели ожесточенных боев Восточная Гута расколота на две части – ровно посередине. Файлак ар-Рахман утверждает, что был вынужден обороняться после того, как Джейш аль-Ислам попытался вычистить диссидентов из анклава. Фустат, между тем, хранит молчание. Файлак настаивает на том, что никакой координации с ними нет: “Отношения с Фустат очень плохие. Нусра считает нас светскими еретиками, потому что мы – революционеры и часть Сирийской Свободной Армии. Причина, по которой они принимают участие в боях – заявление одного из клириков Джей аль-Ислам, Самира Кааке. Тот сказал, что идет безжалостная война на уничтожение всех фракций. Мы уже проинформировали Фустат, что мы готовим наступление. Мы хотим избежать недоразумений, того, чтобы у них сложилось впечатление, что атака направлена против них”.
Джейш аль-Ислам, конечно, придерживается совершенно иной интерпретации событий: 28 апреля был “ударом в спину”, который совместно нанесли Файлак ар-Рахман и Фустат.
Джейш аль-Ислам удалось уничтожить Файлак ар-Рахман в Думе. Но в ответ Файлак перешел в наступление в восточных пригородах Дамаска. Файлак и Фустат на настоящий момент утверждают, что взяли в плен более 700 боевиков Джейш аль-Ислам, а также захватили Эрбин, Джобар, Сабка, Месраба. Масштаб проблем Джейш аль-Ислам подчеркивается тем фактом, что она требует прекращения огня и “возврата к линиям 27 апреля”. Файлак, со своей стороны, выглядит вполне удовлетворенным достигнутым.
Местное население протестует против междоусобицы. Ряд именитых исламских ученых, в том числе, Мухаммед Раджих, Ахмед Моад аль-Хатиб и Иссам аль-Аттар пытаются посредничать ддля заключения перемирия. Несмотря на то, что шансы на его достижения велики, трудно представить себе возвращение к статус-кво. У соперничающих группировок теперь куда больше подозревать друг друга в том, что за ширмой переговоров готовится новый удар.
Хуже того, Джейш аль-Ислам потерял два очень доходных тоннеля в Замалка и Эрбин, которые теперь контролирует Файлак ар-Рахман. Последние утверждают, что лишь “охраняют” тоннели, но в случае, если перемирия не будет, они наверняка ими воспользуются. Происходящее, скорее всего, будет очень на руку президенту Асаду – мятежный анклав у него под боком распадется на несколько враждующих территорий, что снизит давление на столицу.
Showdown in East Ghouta
Posted by: Aron Lund Wednesday, May 4, 2016