Война идет не между сирийским правительством и суннитскими мятежниками, но между соперничающими фракциями оппозиции.
Несколько мятежных фракций пытались установить в анклаве некий общий политический порядок, что, в конце концов, привело к созданию в 2014 году Единого Юридического Совета – но его деятельность мало кого удовлетворяла.
Столкновения зрели с декабря 2015 года – с момента ликвидации лидера Джейш аль-Ислам Захрана Аллуша. Мелкие фракции начали сбиваться в два более или менее оформленных блока и пытаться заполнить создавшийся политический вакуум. Большая группа мятежников, объединившаяся вокруг Файлак ар-Рахман состоит из различных местных формирований и исламистов отказывающихся подчиниться Джейш аль-Ислам. Одновременно, вокруг Джабха ан-Нусры и Фаджр аль-Умма возникла еще одна конкурирующая коалиция – Джейш аль-Фустат, контролирующая важный контрабандный маршрут в Дамаск.
Небольшие стычки происходили постоянно. Нынешняя эскалация началась 28 апреля. Объединенный Юридический Совет вынес заключение по делу о попытке убийства Халеда Тафура. Совет обвинил в этом Джейш аль-Ислам, но некоторые члены Совета, включая его главу, шейха Абу Абдуррахмана Зейнальабидина, выступили против, приняв сторону Джейш аль-Ислам.
Фейлак Ар-Рахман утверждает, что проблемы начались два месяца назад, после того, как к нему присоединилась местная фракция Ажнад аш-Шам – часть Сирийского Исламского Совета. В Совет вкходит широкий спектр сирийской суннитской оппозиции и уважаемые в стране имамы – от суфиев до “Братьев-Мусульман” и “умеренных” салафитов. Джейш аль-Ислам считается более ориентированной на саудовскую интерпретацию ислама.
Ажнад аш-Шам базируется в Дума. Джейш аль-Ислам атаковал его штаб-квартиру там, За этим последовали атаки в Замалка Шайфуния и Эбб.
Источник в сирийской оппозиции говорит: ” Джейш аль-Ислам оказался в порочном круге. Конфронтация стала неизбежной после смерти Аллуша. Возник вакуум власти, Фейлак ар-Рахман и Нусра спешат его заполнить. Это поминает ситуацию, когда убивают могущественного крестного отца, и соперничающие кланы пытаются воспользоваться возникшим преимуществом”.
Пресс-представитель Фейлак ар-Рахман также указывает на смерть Аллуша, как на отправную точку: “У нас были с ним некоторые проблемы, но благодаря его харизме он мог поддерживать дисциплину в Джейш аль-Ислам. Теперь все изменилось. На Гуту сильно повлияла его смерть”.
Война идет за контроль над экономикой анклава, которая сконцентрирована вокруг нескольких десятков контрабандистских маршрутов. Сирийское правительство блокирует торговлю и не допускает гуманитарные грузы в Гуту. Население страдает, но фракции мятежников усиливаются, благодаря контролю над контрабандой.
По сообщениям источников в Гуте , Центр Военных Операций (MOC) в Аммане, действия которого направляются американскими , иорданскими и другими спецслужбами, прямо вовлечен в попытки подорвать влияние Джейш аль-Ислам.