Владимир Путин трижды атаковал соседние страны. Второе вторжение в Украину все еще продолжается. Путин стремится усилить влияние Москвы в ближнем зарубежье. Это уже привело к тому, что последовавший за окончанием холодной войны короткий промежуток мира и стабильности завершился, и былые страхи относительно намерений Москвы возродились.
После восточной Украины следующие наиболее вероятные цели – страны Балтии. Как и Украина, они долгие годы провели в составе СССР и вышли из союза только благодаря его распаду. Все три прибалтийские республики прилегают к российской территории. Эстония и Латвия – дом для значительного русского меньшинства, которое, в лучшем случае, весьма шершаво интегрировалось в реалии независимости, и это, в свою очередь дает России предлог для вмешательства в дела этих государств.
В отличие от Украины, страны Балтии – члены НАТО. Это означает, что агрессия против них приведет к исполнению статьи V устава НАТО. Это создает обязательство – для Соединенных Штатов и для всех членов альянса – быть готовыми придти на помощь балтийским государствам, в случае, если Россия попытается активно и насильственно дестабилизировать обстановку или атаковать.
В сентябре 2014 года во время выступления в Таллине президент Обама заявил: “Мы защитим наших союзников – и это означает – всех наших союзников… Потому что защита Таллина, Вильнюса или Риги не менее важна, чем защита Берлина, Парижа или Лондона. Статья V кристально ясна – атак против одного – это атака против всех”.
К несчастью, ни Соединенным Штатам, ни союзникам по НАТО на настоящий момент нечем подкрепить это мощное заявление президента.
В о время холодной войны НАТО развернуло между Западной Германией и ее соседями – членами Варшавского Пакта восемь корпусов. Более 20 дивизий прикрывали границу, и гораздо больше планировалось перебросить до начала и во время возможного конфликта.
Границы Эстонии, Литвы и Латвии с Россией и Беларусью имеют примерно ту же протяженность. что границы, когда-то отделявшие Запад от Варшавского пакта..Они, однако, прикрыты лишь аборигенными силами трех балтийских государств – грубым эквивалентом легкой пехотной бригады на каждое.
С момента российского вторжения в Крым, силы союзников появляются в Балтии на ротационной основе, но речь, как правило, идет о контингенте численностью не более батальона.
Расстояния также играют на руку России. от границы до Таллина по главному шоссе – 200 км, в зависимости от выбранного маршрута , до Риги – 210 или 275 км. От польской границы до Риги, с другой стороны – 325 км напрямую, до Таллина – почти 600. И для того, чтобы попасть куда-либо в Балтию из Польши необходимо пройти через “калининградский коридор” – кусок территории шириной 110-150 км между российским анклавом и Беларусью, который будет обстреливаться дальнобойной артиллерией и атаковаться с флангов – с обеих сторон.