53-летний МакМастер провел последнее десятилетие переориентируя армию на нетрадиционные способы ведения войны. Он считается одним из наиболее серьезных стратегических мыслителей и его поклонники считают , что он – лучший человек, который может выполнить поставленную перед ним задачу.
В 2005 МакМастер командовал бригадой в провинции Анбар, Ирак. Он помог создать тактику “зачистка, удержание, строительство”. Согласно этой доктрине американские силы, при поддержке авиации брали и очищали город и затем создавали местные силы – до того уровня , пока на них нельзя было положиться.
Но превращение армии, как института, в центр обучения и подготовки борьбы с бандами террористов и партизан, прячущихся в населенных центрах – вместо войны с большими танковыми формированиями, как иракская Республиканская Гвардия в 1991 оказалось очень непростым делом. Отсутствие энтузиазма в обществе и нарастание страха в Конгрессе, что конца конфликту не видно – тоже не помогало.
Произошедшее на Украине изменило все. МакМастер и его команда собрали в своей работе то, что окажет огромное воздействие на то, что армия будет покупать, как она будет обучать, и какая структура для ее подразделений будет выбрана в ближайшие годы – и речь идет о реформе еще более значительной, чем та, что была осуществлена после Войны Судного Дня.
У армии – долгая история изучения войн, в которых она не участвовала, и внедрения уроков сражений в собственный арсенал.
За десять лет до гражданской войны Джордж МакКлеллан, позже ставший командиром Армии Севера, был наблюдателем при европейских армиях во время Крымской Войны. Этот конфликт многими считается первой современной войной, в котором впервые были использованы массово производимые винтовки, взрывчатые снаряды, мины и амфибии. Джон Першинг, командир американских экспедиционных сил во время первой мировой войны был наблюдателем во время войны русско-японской.
Но нынешние оценки МакМастера и его коллег происходящего в Украине пугающие напоминают то, что американцы испытали в начале 70-х. Тогда военные США были отвлечены другой герильей – во Вьетнаме, в то время как русская военная мощь стала более вызывающей, изощренной , и создала новый уровень угрозы для НАТО.
Параллели видны не в самой войне 1973 года, но в подходе армии к тому, как следует переварить ее уроки. Изучение этой более ранней войны “служит в качестве полезной модели для анализа конфликта в Украине” говорит полковник Келли Иванофф, артиллерийский офицер и главный помощник МакМастера. Он добавляет, что детальное изучение истории войны 1973 года “глубоко повлияет на развитие американских вооруженных сил в ближайшие 15 лет”.