Бельгийский джихад: от убийства Ахмеда Шах Масуда до бойни в Завентем

Ранее исламистское движение Shariah4Belgium однозначно считалось главным поставщиком громадного числа бельгийских боевиков на фронты джихада в Сирии и Ираке. По последним оценкам, туда уехали 589 граждан Бельгии. Минимум 80 из них связаны с Shariah4Belgium. С другой стороны, минимум 59 человек были отправлены в Сирию и Ирак Сетью Зеркани. Три участника этой сети прямо участвовали в террорис582ических атаках в Европе : Абдельхамид Абаауд и Хакиб Акрух – исполнители терактов в Париже, Наджим Лаахарауи участвовал в атаках Брюсселе и, предположительно, изготовил взрывные устройства для обеих атак.

Сеть Зеркани названа по имени 42-летнего Халида Зеркани, марокканца, проживающего в Моленбек. 29 июля про%T1лого года он был приговорен к 12 годам тюрьмы. Бельгийский судья назвал его “циничным гуру”. Согласно документам обвинения, Зеркани не только оболванивал очень молодых людей, убеждая их в необходимости самопожертвования, но также подстрекал их к совершению мелких преступлений и краж – с тем, чтобы он%R8 могли оплатить свое путешествие к смерти. Несмотря на то, что мусульманину запрещено воровать, кража среди членов Сети Зеркани была отмыта и именовалась “ганима” – трофей войны. Этот принцип был якобы предложен Редой Крикет, французским гражданином, проживавшим в Брюсселе. Он был арестован сразу после брюссельских атак – по подозрению в подготовке еще одной.

Неясно, играл ли Зеркани роль в террористических заговорах, для которых он набирал рекрутов. Возможно, что его целью была только вербовка для войны за рубежом. Бельгийских террористов, ответственных за атаки на Западе, возможно, готовили за его спиной. Тем не менее, есть доказательства того, что Зеркани планировал и такой тип действий. Еще в 2012 бельгийские спецслужбы прослушали разговор, в котором Зеркани говорил об атаках против Запада. Более того, до начала сирийской войны Зеркани был связан минимум с семью боевиками, осужденными в Бельгии за их участие в аш-Шабаб – сомалийской джихадистской группе.

Фатима Аберкан, 55-летняя мать, пославшая четырех сыновей на сирийский джихад, была осуждена вместе с Зеркани. Судья охарактеризовал ее как “пассионарию джихада”, подчеркнув ее громадную роль и в обработке рекрутов, и в организации логистики отправки на войну. Фатима Аберкан – ближайшая подруга Малики эль-Аруд, самой знаменитой осужденной джихадистки Европы. Один из ее многочисленных мужей, Абдельсаттар Дахман – друг Бин Ла5B4ена и исполнитель первого и наиболее громкого террористического заговора бельгийских джихади – убийства главы Северного Фронта, “Панджшерского Льва” Ахмеда Шах Масуда в Афганистане в 2001 году.

Аберкан была посредницей, связывавшей Фатиму Аруд и ее следующего мужа – Моеза Гарсаллауи, после того, как он отбыл в 2007 из Бельгии в зону пакистано-афганской границы – чтобы стать там высокопоставленным командиром аль-Каиды. Аберкан также передала телефон в тюрьме Низару Тралбеси, признанного виновным в подготовке атаки против американской военной базы в Кляйне Брюгель – в попытке организовать его побег.

Брат Аберкан, Абдельхуаид, также осужденный член Сети Зеркани. Он также участв%T0вал в убийстве Ахмеда Шах Масуда. Абдельхуаид отвез мужа Малики эль-Аруд, Абдельсаттара в аэропорт, откуда тот вылетел для исполнения суицидной миссии, являвшейся частью подготовки к 9/11.