ВВС Израиля продолжают крупнейшее разведывательное усилие по всему Ближнему Востоку, собирая информацию, главным образом о том, что происходит в Ливане и Сирии. Сегодня регион коренным образом отличается от того, как он выглядел 40 лет назад – но нисколько не утратил своей сложности.
Некоторые из выполняемых заданий в небе Ливана и Сирии – подготовка к сложным боевым операциям, другая часть – рутинные патрули, направленные на расширение зоны раннего предупреждения с целью не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций.
В 2012 году Ливан подал официальную жалобу в ООН на нарушение Израилем положений резолюции 1701. Текст этого заявления дает возможность осознать масштабы ежедневной работы ВВС. Ливан утверждает, что речь идет, в среднем, о девяти нарушениях его воздушного пространства в день. Всего с момента окончания Второй Ливанской Войны и до даты подачи жалобы зафиксировано более 20 тысяч подобных инцидентов.
ВВС играет большую роль для создания базы данных целей армии, которая увеличилась в разы после окончания войны 2006 года. База данных не только распухает с течением времени, но требует постоянного обслуживания и анализа, с целью понять, что происходит на местах, в системе подземных бункеров и тоннелей “Хизбаллы” на юге Ливана.
В эпоху нового Ближнего Востока, когда центры силы и влияния изменяются стремительно, а границы государств становятся призрачными, от ВВС требуется развивать большую гибкость, умение пользоваться данными разведок других видов вооруженных сил – армии и ВМС. Некоторые воздушные операции планируются в течении считанных минут, подготовка других требует продолжительного периода тщательного планирования.
Пилоты говорят, что “противник в последнее время осмелел”, и чувствует себя более комфортно, в условиях, когда у него появилась возможность распознавать наши самолеты – на фоне российского военного присутствия в Сирии. В отличие от 70-х, перед лицом ВВС сегодня – много разнообразных угроз, и рутина исполнения полетов драматически усложнилась. “Хизбалла” завидует продвинутым системам воздушной обороны, полученных Асадом. В рамках кровного союза, возникшего между Сирией и “Хизбаллой” Насралла требует от Асада передачи различных систем ПВО, вроде СА-17, которая может противостоять всему спектру угроз с воздуха – истребителям, беспилотникам, крылатым ракетам и вертолетам. Другой комплекс, СА-22 считается одной из наиболее мощных из существующих систем артиллерийского и ракетного перехвата. На настоящий момент неизвестно, удалось ли провезти такие комплексы в Ливан.
Также можно предположить, что в распоряжении “Хизбаллы” оказались СА-6 (радиус действия до 75 км) и СА-8 (мобильный ракетный зенитный комплекс короткого радиуса действия).
Реалии воздушного пространства на Ближнем Востоке коренным образом изменились. Израильские пилоты на протяжении последнего полугода – в фокусе внимания различных радарных систем, и это не может не повлиять на оперативную активность ВВС.