Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель, под напором критики, объявил о планах увеличения в два раза расходов на полицию и контр-терроризм – до 446 миллионов долларов в год, до 2019 года. Также планируется увеличить на тысячу число офицеров полиции в Брюсселе.
В плане охраны общественного порядка и борьбы с терроризмом, особенно серьезный вызов властям брошен в населенном преимущественно мусульманами районе Моленбек, говорит эксперт по вопросам безопасности Мэтью Левитт, недавно посетивший Бельгию.
По его словам, у местных властей в Моленбек нет ресурсов для того, чтобы противостоять “нарастающей кривой экстремизма”.
Левитт говорит: “Великолепно, что в составе полиции есть анти-радикализационная ячейка. Но в ней – всего восемь человек”.
По его словам, после парижских атак в Моленбек послали 50 новых офицеров – но общие силы полиции сократились на 185 человек из-за проблем с наймом. Левитт говорит: “Трудно найти людей для работы в Моленбек. Тяжелый квартал”.
В одном Моленбек – 47 мечетей. Большинство имамов в Бельгии – иностранцы, и не говорят на местных языках, и, таким образом, вовсе не являются партнерами в “программах де-радикализации”.
Филипп Хайез, бывший офицер французской спецслужбы DGSE – аналога ЦРКУ, говорит что в составе бельгийской службы безопасности насчитывается всего 1500 человек. Речь идет о профессиональном, но очень маленьком сообществе.
Хайез говорит: “Перед нами – глубокая и куда более распространившаяся и укоренившаяся сеть, чем мы думали. Эта сеть работает по своему собственному расписанию, и стараются воспользоваться любыми уязвимостями и возможностями, как только те появляются”.
Хайез называет происходящее Euroterrorism nouvelle vague (Новая волна евротерроризма), суть которой – “угроза не только внешняя, как в случае с аль-Каидой, но смесь внутренних и внешних угроз”.
Американские эксперты указывают на то, что Бельгия медленно просыпалась после волны атак в Париже – несмотря на то, что было ясно, что они были спланированы в Брюсселе. Пока неясно, содержали ли предупреждения, передаваемые разведкой политикам конкретные детали, или лишь туманные формулировки и намеки.
Кроме того, все, и не только бельгийцы, были уверены, что джихадистские сети “оперативно скомпрометированы”, и следует ожидать атак “волков-одиночек”, а не массовых террористических нападений. Все эти спекуляции были взорваны – сначала в Париже, а затем в Брюсселе.
In Brussels Attacks, Chronicle of a Disaster Foretold. Foreign Policy
BY DAN DE LUCE, ELIAS GROLLMARCH 22, 2016