Партизанск и автоматы Кулибали

Расследование международной группы журналистов, при участии репортеров Spiegel продемонстрировало, что добыть оружие террористу в Европе легко, и это вряд ли можно назвать проблемой.

18 ноября 2015 Европейская Комиссия приняла решение об ужесточении Директивы О Стрелковом Оружии. Президент Еврокомисии, Жан-Клод Юнкер, торжественно провозгласил: “С доступом организованной преступности к оружию армейского качества, к торговле подобным оружием, более нельзя мириться”. Что означает эта фраза “Больше нельзя мириться?”

Директива о Стрелковом Оружие была принята в 1991 году и стала первой попыткой регуляции на рынке оружия. Результатом стало гарантирование свободной торговли, до определенной степени стрелковым оружием на европейских рынках. Из директивы однозначно исключалось называемое “сигнальное оружие” (пугачи). Оно просто не считалось огнестрельным оружием.

Для ЕС потребовалось 17 лет для того, чтобы осознать – главная опасность лежит не в нарушении принципов свободой торговли оружием, а в свободе доступа преступных элементов к нему. Именно поэтому были приняты поправки к директиве в мае 2008 года, обещавшие издать “инструкции о том, как сделать деактивированные винтовки и пистолеты необратимо нефункционирующиими”. Но в директивой не были установлены даты, к которым государства-члены должны были выполнить ее положения, и она полностью оставляла без внимания “сигнальное оружие” – пугачи, сигнальные ракеты, стартовые пистолеты, и оружие, стреляющее холостыми. Речь идет о полностью функциональном оружии, с затвором и магазином – в противном случае, оно не может стрелять холостыми.

Такое оружие использовалось на съемках фильмов, для салютов, и всякого рода безумцами, которым не терпелось показать всем сидящего в них Рэмбо. С одной стороны, они не считались огнестрельным оружием, потому что не стреляли боевыми, с другой стороны, не считались деактивированным оружием, поскольку все еще могли произвести “бум”. И именно таким видом оружия интересовались террористы. Никто не использовал декоративное оружие. Напротив, весь арсенал Кулибали состоял из реактивированного оружия.

В сентябре 2013 года Словакия распространила предупреждение для всех государств-членов. Словакия отличалась особенно слабым регулированием. Два металлических шплинта в стволе считались достаточными. Такое оружие можно было купить в магазине, предъявив удостоверение личности любому человеку в возрасте старше 18 лет. Записка сопровождалось постером с 16 картинками. На них была показана “деактивация” автоматического пистолета и автомата Ceska vz.58  – и реактивация в домашних условиях. В записки отмечалось, что случаи “реактивации происходят все чаще и чаще”.

23 октября Европейская Комиссия “выразила обеспокоенность” в связи “со случаями иллегальной конвертация в смертоносное автоматическое оружие”. Комиссии “также известно, о значительных отличиях в стандартах деактивации государств-членов”. Обсуждение продолжалось еще год. В конце 2014 были изданы новые директивы, которые распространялись только на совершенно неприменимые виды оружия. “Сигнальное оружие” снова было не упомянуто.

Кулибали убил четырех человек – одного при попытке к бегству выстрелом в спину, Коэна и еще одного человека, и студента, попытавшегося отобрать у него второй автомат. Оба автомата были Ceska vz.58  – именно тот вид, оружия, который был описан в словацком предупреждении. Один был произведен в 1961, второй в 1964. Французские следователи отметили, в каком ужасном состоянии было оружие – и тем не менее оно оказалось смертоносным.

На обоих автоматах – печать компании Kol Arms . Один был деактивирован в 2013, второй в 2014. Оба были легально проданы в 2014, и после этого реактивированы.