Существует много причин того, что Бельгия превратилась в рассадник джихадизма в Европе. Частично, ответы на происходящее можно найти в имплантации саудовских салафистких имамов в страну в 60-х годах.
Бельгийский король Бодуэн страстно желал гарантировать нефтяные контракты с Саудовской Аравией. Он сделал предложение саудовскому королю Файзалю, посетившему страну в 1967: Бельгия построит мечеть в столице, и наймет обученных в Заливе духовных лиц.
В то время, Бельгия поощряла приезд в страну турецких и марокканских мигрантов, в качестве дешевой рабочей силы. Сделка двух королей превратило мечеть в главное место встреч и общения мусульманских рабочих.
Все складывалось как нельзя лучше. Мсто подобрать было легко. В Парке Синквантенэр в 1879 году архитектор Эрнест ван Хумбек построил восточный павильон, который обветшали больше не использовался.
Саудовскому королю передали ключи от павильона и право аренды на 99 лет. Так появился один из первых салафитских плацдармов в Европе.
Сауды починили и перестроили павильон, и в 1978 году открыли Великую Мечеть Брюсселя и Исламский Культурный Центр Бельгии.
Несмотря на то, что мечеть рассматривается в качестве официального голоса бельгийских мусульман, ее радикальное салафитское учение происходило из совершенно иного источника, нежели традиция ислама новых иммигрантов. Сегодня в Бельгии, стране с населением в 11 миллионов человек, насчитывается около 600 тысяч человек мусульманской веры – марокканского и турецкого происхождения.
Жорж Даллемань, член парламента от центристской оппозиционной партии CDH объясняет: “Марокканская община пришла из горных регионов, и ущелий, не из пустыни. Они пришли от школы Малоики в исламе. Они гораздо более открыты и толерантны, чем мусульмане из других регионов – таких, как Саудовская Аравия. Те не менее, многих из них исламизировали заново – салафитские имамы Великой Мечети. Некоторым марокканцам даже дали стипендии на обучение в Медине”.
В 2012 году бельгийцы, хотя и без огласки, настояли на депортации директора Центра Исламской Культуры, саудовского гражданина Халеда аль-Абри. Из переписки между министерством иностранных дел, министерством безопасности и представителем премьер-министра Саудовской Аравии, опубликованных saudileaks следует, что аль-Арби читал проповеди, несмотря на то, что статус директора центра не позволял ему это делать. Проповеди “беспокоили бельгийцев”, потому что “казались слишком радикальными”. Кроме того, проповеди транслировались на Бельгию радио Al-Manar.
Речи аль-Арби характеризовались “экстремальной ненавистью” ко всему тому, что не имело отношения к радикальной салафитской доктрине, Израилю, евреям и Западу.
Аль-Арби депортировали в апреле. Сауды не могли поступить иначе, потому что на всех углах они провозглашали свою привязанность к “умеренности”, и клялись “воевать с аль-Каидой”. Они однако, потребовали от бельгийцев полного отсутствия огласки.