Машаль приказал прекратить всякую контрабанду на Синай и разорвать все контакты с Исламским Государством. Но у Газы – свои собственные нужды, и его приказы были проигнорированы. Военное крыло продолжило контакты с Исламским Государством, потому что возможность контрабанды оружия и средств казались слишком важными.
“Идеологические” диспуты еще более затрудняют прочтение того, что происходит в организации. Кто ей реально управляет? – Исмаил Ханийе и Мухаммед Захар, или Машаль с Абу Марзуком, живущие за границей? Или же Дейф и стоящий за ним Синвар – кто реально руководит ХАМАСом?
Хорошей иллюстрацией текущей конфузии стала казнь в прошлом месяце командира батальона ХАМАСа в квартале Зейтун по обвинению в сотрудничестве с Израилем. Казненный, Эштауи, вышел из клана с глубокими корнями в ХАМАСе. Его экзекуция породила волну гнева в ХАМАСе, и до сих пор неясно, кто принял решение – Синвар, Дейф или оба.
ХАМАС также издает и отзывает противоречивые заявления. Аз-Захар, после серии обрушений тоннелей, хвастаясь заявил, что создается новая сеть тоннелей, ведущих в Израиль. Военное крыло немедленно спросило его, кто дал ему полномочия делать подобные заявления. Аз-Захар был вынужден заявление аннулировать, сообщив, что его “неправильно истолковали”.
В следующем году должны состояться выборы в политбюро ХАМАСа. Не факт, что Машаля выберут – с учетом того, что центр силы переместился в Газу. С другой стороны, Синвару есть что показать. Он считается истинным представителем беженцев и заключенных, а также “людей второго сорта” – жителей Газы. И они с отвращением смотрят на то, как Машаль, никогда не сидевший в окопах, не нюхавший вони тюремной камеры – живет в роскоши за счет Газы , да еще и считает ее чем-то вроде своего вассального владения.