Президент Хафез Асад организовал систему кутаа в 1984 году с целью нейтрализовать влияние своего брата, Рифата Асада после болезни, которая, как казалась, открыла путь к наследованию. После восстановления контроля и возвращению к исполнению своих обязанностей, Хафез Асад назначил командиров различных дивизий и силы под их командованием в различные кутаа с тем, чтобы предотвратить любое покушение на свою власть. Система кутаа позволила командирам дивизий создать свои персональные владения в ключевых районах страны – там, где были расположены сектора. Так, например в 90-х командир Первой Дивизии, Ибрагим алс-Сафи, контролировал город Кисва и окружающие районы близ Дамаска. Для того, чтобы продемонстрировать свою личную власть, он нелегально построил летний дом в непосредственной близости от домов жителей Кисва, за пределами своей кутаа – и не встретил никакого сопротивления. В то же время, президент мог использовать систем кутаа для того, чтобы ограничивать влияние дивизионных командиров, стравливая их друг с другом и предотвращая любую совместную акцию, которая могла бы привести к военному путчу.
В марте 2011 года сирийская армия состояла из 12 дивизий. Система кутаа явно перевешивала на юге и юго-западе страны, ближе к Израилю – и это отражало стратегические соображения режима. Пятая и Девятая Дивизия расквартированы вокруг города Дераа, 15-я Дивизия в Свейде, шесть дивизий прикрывают Дамаск11-я и 18-я Дивизии – в Хомс. 17-я Дивизия была развернута в Ракке.
В ходе этого конфликта сирийская армия держалась куда успешнее в тех районах, где существовала кутаа. Даже после того, как значительные куски территории страны попали под контроль мятежников, армейские дивизии сохранились и продолжали контролировать свои сектора. Единственным исключением стала 17-я Дивизия в Ракке. Критически важен тот факт, что дивизия не успела закрепиться в секторе, который был создан только после американского вторжения в Ирак в 2003 году.
В провинции Алеппо, по контрасту, армейские бригады были развернуты вне рамок системы кутаа – и отступили перед напором оппозиции. Точно также, в Идлибе режим организовал крупный комплекс для размещения подразделений различных дивизий, оперировавших в районе Мастума. Расположенная там военная база не была частью давно основанной кутаа. Она пала через месяц после того, как ее осадили в апреле 2015 года. Не было сделано серьезной попытки обороны базы. В о же время, давно существующее кутааа в Дераа, 5-я и 9-я дивизии находятся в куда более длительной и брутальной осаде, чем в Идлибе но продолжают удерживать свою территорию.
Kheder Khaddour Strength in Weakness: The Syrian Army’s Accidental Resilience March 14, 2016 Carnegie Middle East Center