Сила в слабости: случайная устойчивость сирийской арабской армии

Режим может полагаться на живучую и подвижную систему доверенных фигур, связанных друг с другом семейными и сектантскими связями, равно как общими экономическими и финансовыми интересами. Например, кузен Башара Асада и известный предприниматель Рами Махлуф начал финансировать Tiger Forces (Кваат ан-Нимр) в 2013 году. Подразделение возглавляет генерал Сухеиль аль-Хасан, алавитская знаменитость. В элитный отряд, оснащенный куда лучше, чем регулярная армия, идут служить, главным образом, алавитские офицеры из 4-й и 11-й дивизий. Директорат Разведки ВВС (Идарат аль-Мухабхарат аль-Джавийя) также рекрутирует и тренирую алавитов в отряд элитного спецназа.

Более того, обходя официальную бюрократию армии, режим может быстро реагировать на стремительно развивающийся конфликт. Реакция на демонстрацию противников режима в Хомсе в мае 2011 года дает наглядную иллюстрацию. Для того, чтобы ввести в заблуждение наблюдателей ООН, режим предоставил офицерам и солдатам из местных гражданскую одежду и полицейские удостоверения, выдвинув их к району беспорядков. Таким образом, режим удалось избежать обвинений использовании армии для подавления беспорядков.

Армии удалось держать ключевые куски сирийской территории несмотря на на наступательные кампании оппозиции частично благодаря территориальной организации боевых дивизий (фирка). Каждая дивизия несет ответственность за специфическую базу и прилегающие районы. Штаб-квартира дивизии (каида аль-фирка), полигоны, склады вооружений и топлива расположены в этих районах – также как казармы и инфраструктура логистики. Это, вместе с любым населенным центром, находящимся поблизости и объектами гражданской инфраструктуры формирует сложную административную единицу, известную как сектор(кутаа).

После распределения на службу в дивизию фирка, в рамках административной единицы кутаа, карьера и жизнь офицера оказываются тесно связанными с этой специфической дивизией и с этим конкретным сектором. Это предотвратило дезертирство офицеров. Армия, со своей стороны, дает командиру дивизии карт бланш в отношении территории, на которой дивизия расположена. Эта власть была формализована в сирийском военном коде, который устанавливает: “командир может действовать относительно любого события в своем секторе по своему усмотрению , не спрашивая министерство обороны в случае отсутствия связи или чрезвычайного положения”.