На прошлой неделе ISIS атаковал, пытаясь перерезать дорогу в город. Атака провалилась – несмотря на то, что линия фронта против YPG проходит всего в семи километрах на запад.
Если Мареа падет – и в городе установится контроль ISIS или YPG, это будет катастрофой не только для его обитателей, но и для США. Город находился в центре усилий Запада и государств Залива построить объединенную оппозицию.
Человек, возглавивший мятеж в Мареа – Абдулькадир Салех, торговец семенами и салафит. Группировка мятежников, которую он создал , Лива а-Тавхид, была сильнейшей в Алеппо. В группировке воевали, под религиозными лозунгами, главным образом молодые выходцы из Алеппо.
На протяжении нескольких лет Лива а-Тавхид поддерживалась союзниками Запада – Турцией и Катаром и получала противотанковые ракеты Конкурс и другое оружие.
Но мистер Обама нервничал из-за того, что Лива а-Тавхид воевала бок о бок с другими исламистскими группировками, в том числе, Джабхат ан-Нусрой. Как только наступление режима в Алеппо захлебнулось – прекратился и поток оружия, идущий в Лива а-Тавхид.
Лива а-Тавхид и ее союзники вцепились в тот кусок территории который могли удержать – восток города Алеппо и прилегающую часть провинции Алеппо вдоль турецкой границы – но не могли добиться решающего успеха.
Тупиковая ситуация продолжалась до российской интервенции в сентябре. Вместе с российскими бомбардировками началось наступление и сил режима, и курдов.
На этот раз США попытались договориться о мире. Госсекретарь Керри целый месяц вел переговоры с русскими ради того, чтобы добиться дипломатическими методами того, что мятежникам не удалось добиться методами военными – свергнуть мистера Асада. Переговоры провалились.
Мареа все еще держится – но дорогой ценой. После каждой атаки у мятежников – по два десятка убитых и по 50 раненных. Мятежники предполагают, что теперь Сирию разделят на курдские, суннитские и алавитские зоны.
Если план действительно таков, то его осуществлению противится Турция, которая не желает видеть у себя на границе курдское мини-государство. Она теперь – единственный внешний защитник Мареа, обстреливающий курдов своей артиллерией через границу.
Турция оправдывает свои действия в том числе крупным терактом в Анкаре, который был совершен отколовшейся от PKK фракцией.
Чарльз Листер, известный аналитик, говорит, что падение Мареа станет “катастрофическим моральным ударом по мятежникам”: “Совершенно экстраординарно, что администрация Обамы благосклонно относится к курдской милиции, которая однозначно связана с террористической организацией PKK, воюющей против союзника по НАТО – Турции”.
Доктор в госпитале Мареа, Закария Мубарак, говорит: “Некоторые сирийцы надеялись на американцев, но американцы их предали. Американцы – как полицейский, который проходит мимо места преступления и закрывает глаза. Это превращает его в соучастника преступления”.
US-backed militia groups now fighting each other in Syria By Richard Spencer The Telegraph