Подготовка гражданского сопротивления
Согласно швейцарской доктрине, подготовка гражданского сопротивления (подполья) дополняет нековенциоанльные военные операции. Подполье работает в основном в городах, где его члены ведут, на первый взгляд, обычную жизнь. Поэтому оно ограничено низкопрофильными операциями – сбором разведывательных данных, организации логистики, документации репрессий и распространению пропаганды.
Фон Дах рекомендует, чтобы подразделения гражданского сопротивления были гораздо меньше, чем военные отряды – предпочтительно, несколько друзей, которые и без того уже знают и доверяют друг другу. Известные политики, журналисты и государственные чиновники должны отсеиваться автоматически, поскольку они могут находиться на радаре оккупационных властей.
Сравнение балтийского и швейцарского контекстов
Кроме сходства в размерах и численности населения – и национальности вероятного противника, есть несколько других факторов, которые подталкивают к применению швейцарской доктрины в Балтике. Прежде всего, регулярные силы балтийских государств не могут сравниться с армией вероятного противника. Перманентное поражение и оккупация поведут к утрате свободы и суверенитета на несколько поколений. Поэтому, сопротивление совершенно необходимо для выживания нации, и демонстративная воля к сопротивлению может отпугнуть агрессора, увеличивая потенциальные риски и цену его акций. Последние опросы общественного мнения в Эстонии демонстрируют, что 80% населения готовы участвовать в сопротивлении, а 80% мужчин призывного возраста – в вооруженной борьбе против агрессора.
Децентрализованное сопротивление может оказаться особенно эффективным в случае, когда ожидается, что агрессор атакует, в первую очередь, центры коммуникации, с целью развала системы централизованного контроля и командования – именно это сделала Россия в Крыму. Более того, несмотря на предпочтение тактике саботажа и тайных действий, которое было продемонстрировано в Украине, в Балтике русские могут пойти на более явное применение военной силы – и именно против такого сценария разработана швейцарская доктрина. Наконец, и в случае Швейцарии, и в случае Балтики, союзники должны оказать помощь. Задача сопротивления – не дать врагу консолидировать свой успех, а не вести против него тотальную войну в одиночку.
Но есть и существенные различия. В первую очередь, швейцарское общество относительно гомогенно, в то время как в балтийских государствах проживает значительное русское меньшинство. В этом меньшинстве могут появится российские лоялисты, или, же напротив, оно может стать объектом атаки со стороны чересчур усердных граждан.
Кроме того, в швейцарское общество вросли традиции национальной самообороны. Снайперство является национальным развлечением. Большинство мужчин – резервисты, которые согласно закону, обязаны держать военное снаряжение, включая оружие, дома. Балтийские страны, несмотря на свою историю вооруженного сопротивления советской оккупации, имеют куда более жесткие законы относительно контроля над оружием и значительно более низкий уровень гражданских владельцев оружия.