Жизнь и смерть “дядюшки” аль-Халя, джихадиста из Дераа

Уже в 2013 у иорданцев появились первые подозрения относительно Лива аль-Ярмук. Несмотря на это, аль-Халь прошел курс излечения в иорданском госпитале – после того, как был ранен, и помощь бригаде не прекращалась. Первый раз снабжение Лива аль-Ярмук было приостановлено в середине 2014 года – когда группировка начала проявлять исламистские тенденции и приняла исламистскую эмблему.
03
Радикальный шейх Ахмад Касаб аль-Масалама (Абу Мухаммед аль-Масалама), сыграл свою роль в радикализации аль-Халя и Лива аль-Ярмук. От Харасты до Дамаска Масалама считался наиболее авторитетным членом “Боевого Авангарда” – военной организации сирийских “Братьев-Мусульман”. Он принимал участие в афганском джихаде ив 2012 году вернулся в Сирию. Он сыграл большую роль в организации джихада на юге страны. Он был назначен шариатским судьей Джабхат ан-Нусры, но в 2014 покинул группу и присоединился к Лива аль-Ярмук. Он был близким другом аль-Халя. Они якобы вместе участвовали в исламистской активности до революции. Масалама был убит в ноябре 2014.

После боев с Джабхат ан-Нусрой в декабре 2014, ориентация Лива аль-Ярмук на ISIS стала явной. Долина Ярмук была блокирована Джабхат ан-Нусрой и южными подразделениями Джейш аль-Фатех, воюющими с Лива аль-Ярмук. Война дорого стоила обеим сторонам и фактически привела к значительному снижению мощи Джабхат ан-Нусра в южной Сирии. Для Лива аль-Ярмук самой большой потерей стала ликвидация аль-Халя и его заместителя Абу Абдуллы аль-Джулани в Джамлах в ноябре 2015.

Несмотря на то, что Лива аль-Ярмук имитирует административные и медийные практики ISIS, официально бригада отрицает связь с Исламским Государством или принесение клятвы верности аль-Багдади. Она также не настаивает на скоростном введении шариата.

Идеологически позиция группы, таким образом, весьма непоследовательна, поскольку ISIS требует принесения присяги верности – и самостоятельное включение бригады в состав Исламского Государства посредством ее деклараций считается недостаточным. Для сравнения стоит указать на синайскую террористическую группировку Бейт Ансар аль-Макдис, принесшую клятву верности ISIS и не подвергавшую сомнению его легитимности в “велайяте Синай”.

Стоит отметить, что никаб не является обязательным на территории, подконтрольной Лива аль-Ярмук. Это резко контрастирует с практикой ISIS, вводящий обязательный никаб на любой новой завоеванной территории.

Существует вероятность того, что ISIS играет на юге Сирии сложную и долгую игру. В настоящий момент нет стратегической пользы в провозглашении “велайята Дераа”. С учетом близости израильской территории , это может повлечь за собой бомбардировки долины Ярмук – которая до сих бомбардировкам не подвергалась – ни со стороны режима, русских или коалиции против ISIS.

У аль-Халя осталось шесть дочерей и два сына. Младшего он никогда не видел – сын родился через два месяца после смерти отца.

The Life of al-Khal: First Leader of Liwa Shuhada’ al-Yarmouk
Posted by Aymenn Al-Tamimi on Sunday, February 14th, 2016 Syria Comment