Если Алеппо падет, кровопролитная сирийская гражданская война перейдет в новую фазу – и это будет иметь далеко идущие последствия для Европы. Последнее наступление на осажденный город уже привела к бегству десятков тысяч людей, но это – далеко не все. То, что творится сейчас в Алеппо станет определяющим моментом отношений между Западом и Россией. Поражение мятежников приведет к тому, что на местах не останется ничего – кроме сил Асада и ISIS. Любая надежда на завершение конфликта путем переговоров испарится. И именно это было давней целью России, и целью интервенции, начавшейся четыре месяца назад.
Совершенно не случайно, что бомбардировки Алеппо начались в тот же день, когда в Женеве пытались начать мирные переговоры. Российская эскалация имела своей целью саботаж любые формы участия истинной сирийской оппозиции в определении будущего страны. Цель наступления – подорвать любые планы, которые могут предложить Запад или ООН. И это полностью противоречит официальной позиции Москвы о стремлении к скорейшему окончанию войны.
Сейсмические толчки от этого будут ощущаться повсеместно. Если европейцы что-то выучили за 2015 год – так это то, что они не могут быть защищены от последствий конфликтов на Ближнем Востоке. И если европейцы извлекли урок из украинского кризиса в 2014 году – так это, что Россию нельзя считать другом Европы. Россия – ревизионистская держава, готовая к военной агрессии.
На деле, висящая на волоске судьба Алеппо, как никакое другое событие сирийской гражданской войны подчеркивает стратегическое ослабление Европы – и Запада в целом. Москва не только внимательно следит за выбросом, который произойдет – она активно ему способствует. Распространение нестабильности прекрасно вписывается в российскую доктрину доминирования посредством использования слабостей и колебаний тех, кого она считает врагами.