1 февраля сирийская арабская армия начала долгожданное наступление в северной части Алеппо. Главная цель операции: прорыв блокады двух изолированных бастионов лоялистов -Нубль и Захраа.
С 2012 года этот район, с населением примерно в 35 тысяч человек, осажден Джабхат ан-Нусрой и другими группами мятежников. Если САА удастся достигнуть двух этих городов, будут перерезаны маршруты снабжения мятежников, идущие от турецкой границы на юг к Алеппо – крупнейшему городу Сирии. Масштаб битвы и ее значение побудили обозревателей ее “матерью всех битв”. Каждая сторона знает, что тот, кто захватит Алеппо получит нечто большее, чем еще один город. Он победит на севере Сирии – и, скорее всего, в гражданской войне.
Несмотря на то, что это наступление было легко предсказать, несмотря на то, что в распоряжении мятежников были годы на то, чтобы укрепиться в данном районе, правительственные силы смогли отвоевать территории уже на первом этапе наступления. Вслед за мощной артиллерийской подготовкой, продолжавшейся на протяжении всего утра, элитные подразделения 4-й механизированной дивизии, поддержанные штурмовиками “Хизбаллы” начали атаку. Была стремительно захвачена деревня Дувайяр аз-Зейтун. Также освобождены фермы вокруг находящегося неподалеку Башкой. САА понесла относительно небольшие потери – два БМП и танк выведены из строя посредством TOW.Несмотря на то, что многие предполагали, что речь идет о разведке боем, САА продолжает наступать. К вечеру 1 февраля была освобождена важная деревня Таль Джиббин. Одновременно САА наступает к северу и расширяет свой контроль в районе ферм аль-Маллах. Аль-Маллах находится к северу от стратегически важной дороги Кастелло – последнего маршрута снабжения мятежников в Алеппо.
Первый день наступления стал демонстрацией успеха правительственных сил. Важнейшим фактором, без всякого сомнения, являются действия авиации. САА работает под надежным прикрытием российской фронтовой авиации, наносящей точные удары по позициям и укрепленным районам мятежников. В первый день наступления в районе Алеппо российская авиация совершила 200 бомбардировок. 2 февраля интенсивность воздушных атак продолжала нарастать, и было совершено 270 бомбардировок. Из-за бомбардировок подкрепления мятежников не могут достичь фронта, многие их командные и координационные центры уничтожены. В дополнение к этому, гибель самых опытных и авторитетных командиров мятежников еще больше подрывает их возможности сопротивления. Оппозиционные источники подтверждают гибель командира Файлак аш-Шам и его заместителя, а также лидера Джейш аль-Ислам в Алеппо.
К утру 2 февраля САА и ее союзники смогли освободить Хардатнин, в пяти километрах к западу от оборонительных позиций Нубль и Захраа. Днем САА вошла в Ритан – в шести километрах от Нубль. Бои за Ритан продолжаются, и после его падения судьба блокады Нубль и Захраа будет решена. Речь идет о самой значительной победе правительственных сил с момент взятия эль-Ксейр на ливанской границе, и о поворотном пункте гражданской войны. Между тем, защитники Нубль и Захраа 2 февраля атаковали мятежников в попытке соединиться с идущими навстречу частями правительственной армии.
После того, как правительственные силы достигнут Нубль и Захраа, что на данный момент представляется неизбежным, начнется вторая фаза наступления на западе и северо-западе Алеппо, с целью полностью отрезать мятежников , засевших в западной части Алеппо от окружающей сельской местности и создать кордон безопасности вокруг удерживаемых мятежниками кварталов Алеппо. Целью САА станет захват Мансура, Байанун, Харитан, Кафр Хамра и Анадан. Все вышеперечисленные оплоты мятежников уже стали объектами интенсивных артиллерийских обстрелов и бомбардировок российской авиации.
Социальные сети оппозиции сообщают о том, что несколько крупных колонн мятежников с тяжелым вооружением направляются к Нубль и Захраа из Идлиба. Сообщения о том, что Ритан пал, были опровергнуты утром 3 февраля. В городе продолжаются ожесточенные бои.