Говорят, что в середине лета 2015 года командир иранского спецназа – Сил Аль-Кудс Касем Сулеймани вылетел в Москву с резким посланием. Режим Асада падет, если все будет продолжаться, как прежде, и у иранцев нет ресурсов для того, чтобы это предотвратить.
Владимир Путин, еще не оправившийся от потери Ливии, был настроен решительно – и был готов любой ценой остановить падение Сирии.
Чтобы выжить, режим Асада обязан контролировать ключевую зону, напоминающую своей формой большую букву Y и связанную с ней систему дорог и коммуникаций. У основания Y – столица, Дамаск. В этой метрополии, с учетом постоянного движения населения, проживает около 5 миллионов сирийцев , боящихся успеха двух главных сил, борющихся с режимом – Джабхат ан-Нусры и ISIS.
Ствол Y поднимается к Хомсу и затем отклоняется налево, на ключевой порт Латакия. Правая ветвь Y идет через Хаму на Алеппо – город с предвоенным населением в 4 миллиона человек. Сейчас он разделен войной, западная часть находится под контролем правительства.
Контроль над этим гигантским Y, где проживает до 70% сирийцев – очень трудная задача. Y уязвим в нескольких ключевых точках, и мятежники неоднократно пытались воспользоваться этим.
1. Провинция Дераа к югу от Дамаска населена преимущественно суннитами и носит ярко выраженный сельскохозяйственный характер. Ее кланы, при поддержке американцев, иорданцев и Саудов, могут внезапно прорваться к Дамаску и захватить столицу – и тогда игра окончена.
2. Армия Ислама, , поддерживаемая Саудовской Аравией, имеет сильные позиции к северу от Дамаска. Если ей удастся с достаточной силой нанести удар по Дамаску – игра окончена.
3. Если мятежники могут взять и удерживать Хомс и эль-Ксейр посередине Y – они перерезают снабжение Дамаска из Латакии по суше.
4. Если мятежники, захватившие провинцию Идлиб на северо-западе в апреле, могли продвинуться на запад и взять Латакию, то Дамаск лишился бы основного порта и маршрута поставок оружия, боеприпасов и даже продуктов.
5. Если бы мятежники выдвинулись из Алеппо и перерезали дорогу на Хаму, они могли бы задушить западный Алеппо, и установить полный контроль над крупнейшим городом страны. Без Алеппо выживание режима представляется проблемным.
Вдоль системы дорог зоны Y наиболее эффективной боевой силой была Аль-Каида в Сирии , напрямую подчиняющаяся ее лидеру – Айману аз-Завахири. Эта группа, Джабхат ан-Нусра, формально находится в союзе с другими салафитами в рамках Джейш аль-Фатех, а также в тактическом союзе с многочисленными мелкими группировками ССА. ЦРУ поставляет средние вооружения, включая противотанковые ракеты TOW, 30 подобным “проверенным группам” – через Саудовскую Аравию. Значительная часть этих вооружений, в конечном итоге, попала в руки Аль-Каиды – с фатальным исходом для бронетехники сирийской армии.
В тот момент, когда Сулеймани полетел в Алеппо, казалось, что дорога от Хамы к западному Алеппо потеряна, и что Алеппо падет. Аль-Каида также продвинулась на юге, захватив Шейх Мискин прямо к югу от Дамаска, и готовилась к броску на столицу. Идлиб пал, и Латакия могла оказаться следующей.
И поэтому когда Путин послал свою авиацию, она сосредоточилась на защите большого красного Y на карте. Она ударила, главным образом, по Аль-Каиде, главной угрозе режима в битве за контроль над Y, но она также бомбила и группы Сирийской Свободной Армии, поддерживаемые США, Турции и Саудовской Аравией – группы, находившиеся в тактическом альянсе с Аль-Каидой. Такие действия были необходимы для защиты Y. Это вызвало вопли протеста и возмущения со стороны Вашингтона, Эр-Рияда и Анкары, требовавших знать, почему Россия не бомбит ISIS.