Командиры, участвующие в затяжной, длительной кампании, неизбежно начинают задумываться о будущем конфликте. Это часто означает применение тех уроков, которые они получили – в новой стратегии и в новой тактике – и в новых подходах к логистике и подготовке личного состава. Командиры “Хизбаллы” , несомненно, думают сейчас именно об этом, и уроки, преподанные им русскими могут сильно повлиять на их мысли – и на конечный результат.
На стратегическом уровне, группа более не погружена в концепцию “не потерпеть поражение”, и вместо это фокусируется на возможностях быстро достичь победы – хотя бы и воображаемой. В 2011 Насралла впервые упомянул о своих планах вторжения в Галилею – и с тех пор, он постоянно возвращается к этой мысли. Это знаменует расставание с главной оборонительной парадигмой группы, и разговоры с русскими командирами только укрепляют этот разворот к наступательным стратегиям.
На тактическом уровне, “Хизбалла” сегодня из первого ряда наблюдает за применением оружейных систем, которые русские привезли с собой в Сирию – многие из которых до этого никто не видел. Они также получают возможность изучать эти системы, обучаться использованию этих систем, которые впоследствии они возможно приобретут. Так, появились сообщения о том, что “Хизбалла” получила системы противовоздушной обороны СА-22. Россия ввезла эти системы в Сирию – и теперь “Хизбалла” из совместных оперативных штабов может наблюдать как ими оперировать, как “вести” сразу несколько целей. Даже работа с базисным, но качественным российским вооружением – таким, как приборы ночного видения, бронежилеты, медицинские средства, идет на пользу “Хизбалле”.
С момента начала российской кампании прошло три месяца. С учетом того, что Москва Асада не бросит, а Иран и “Хизбалла” не собираются в скором времени покидать Сирию, описанный выше процесс обучения будет продолжен. Поскольку Россия свое присутствие расширяет, “Хизбалла” может рассчитывать на дополнительные уроки.
Опыт также показывает, что то, что выучит “Хизбалла”, очень скоро станет достоянием ее подельников. Многочисленные террористические группировки изучали и внедряли военную тактику “Хизбаллы”, в некоторых случаях она даже посылала к ним своих инструкторов. Например, обученные “Хизбаллой” милиции воевали против американцев в Ираке. Высокопоставленные командиры “Хизбаллы” также обучали милиции хути в Йемене. В Газе группировки ХАМАС и Исламский джихад воплотили стратегии “Хизбаллы” – и в политической, и в военной сфере.
Более того, чем больше “Хизбалла” узнает от русских, тем больше она станет боеспособной, по сравнению с ливанскими вооруженными силами, которые уже сейчас слабее ее и в отношении боевого опыта, и оснащения, и вооружений. Это еще более изменит баланс сил внутри Ливана в пользу “Хизбаллы”, что является опасной перспективой – в свете хронической нестабильности и высокой напряженности в отношениях между общинами.
Относительно Израиля, важно помнить, что “Хизбалла”, получая ценный опыт в Сирии, воюет с слабыми, по сравнению с ЦАХАЛем врагами. Джабхат ан-Нусра, Исламское Государство и различные фракции мятежников имеют свои сильные стороны, но они не могут сравниваться вызову войны против хорошо обученной армии, авиации с широким спектром возможностей и “Хизбалла” это понимает очень хорошо. Группа выучила важные уроки, но воспользоваться ими, в особенности в войне против израильской армии , будет непросто.
В момент вступления России в войну Насралла заявил каналу al-Manar: “Москва играет положительную роль, и это, милостью Аллаха, принесет позитивные плоды”. Российское военное образование , которое “Хизбалла” получит в ближайшие месяцы только укрепит оптимизм группы – и ее возможности.
Hezbollah’s Russian Military Education in Syria. Brig. Gen. Muni Katz, IDF , Near East Policy Institute