Военный обозреватель крупнейшего израильского портала walla Амир Бухубут побеседовал с представителями командования ЦАХАЛа о том, чтобы понять их отношение к созданию перманентной российской военно-воздушной базы в Хмеймим, Латакия.
Российский президент Владимир Путин, отвечая перед Новым Годом на вопрос журналиста о том, почему Москва должна оставаться в Сирии, и на какой промежуток времени, попытался ввести в заблуждение Запад и объяснил, что целью России является помощь президенту Башару Асаду, и российские подразделения пробудут там ограниченный период времени.
Высокопоставленный офицер Генштаба ЦАХАЛа, комментируя данное высказывание, сказал, что худшие кошмары ВВС стали явью. Никто не ждал, что на заднем дворе у ЦАХАЛа окажется российская база с новейшими ракетами и самолетами.
В четверг был опубликован текст соглашения Россия и Сирии, подписанный в августе, согласно которому России предоставлено неограниченное военное присутствие на территории этой страны. В Иерусалиме надеялись, что база в Хмеймим продолжит действовать столько времени, сколько потребуется для стабилизации сирийского режима и региональной обстановки, но, как представляется, планы Путина куда обширнее. Соглашение – плод давления России, продолжавшегося несколько десятков лет, поднял уровень озабоченности в ЦАХАЛе. Соглашение, в буквальном смысле слова, отгрызает у израильских ВВС кусок воздушного пространства и подрывает израильское господство в воздухе в регионе.
За кулисами Кремль “дожал” Асада и верхушку его режима. Многолетняя российская мечта осуществилась – и теперь на Ближнем Востоке появилась постоянная база российских ВВС. Все это произошло под носом западных разведок, споривших о том, организуют ли русские базы ВМС в Латакии и Тартусе.
При этом источники в службах безопасности утверждают, что “красные линии” ЦАХАЛа – а именно, поставки современного оружия “Хизбалле” сохраняются. Между тем, на прошлой неделе российское министерство обороны издало официальное заявление, в котором сообщается о возобновлении военного соглашения с Сирией, подписанного в начале 80-х.
Подписание соглашения заставило командиров ЦАХАЛа хватать ртом воздух. Предполагается, что в Хмеймим будет сооружена многоцелевая диспетчерская башня, аэродром будет способен принимать разные виды самолетов, дронов, вертолетов, самолетов-шпионов. В Хмеймим также установят самые современные радарные системы.
Главная обеспокоенность ЦАХАЛа в связи с нарастающим российским присутствием связана с секретностью. Армия более всего опасается того, что секретная информация об Израиле, собранная русскими, будет уходить к “Хизбалле” и другим союзникам Москвы в ее войне с джихадистами в Сирии, и, в конце концов – в Иран. В дополнение к этому, оперативный простор ВВС для масштабных и разведывательных операций сильно сокращается.
Эксперт по обороне заявил walla, что речь не идет о смертельном ударе, но ЦАХАЛу придется готовится: “Нет ничего невозможного для ВВС, но процесс адаптации к новым реальностям будет дорого стоить – и речь идет, главным образом, о времени и ресурсах”.