Две региональные державы, Саудовская Аравия и Иран схватили друг друга за глотки. Но следующий удар Эр-Рияда не будет нанесен в Сирии или Йемене – он ударит Иран там, где это по-настоящему больно.
2016 начался с волны насилия. Сауды казнили популярного шиитского проповедника, Нимра ан-Нимра, что немедленно повлекло за собой эскалацию и ухудшение отношений с Ираном. После того, как озлобленная толпа учинила погром в посольстве Саудовской Аравии в Тегеране, Эр-Рияд пошел на разрыв дипломатических отношений. Ряд союзников Саудовской Аравии разорвали или понизили уровень отношений с Ираном. Иран не остановился, и обвинил Саудовскую Аравию в том, что ее авиация нанесла удар по иранскому посольству в Сане. Действия Саудовской Аравии в последние дни, однако, не выглядят как череда иррациональных акций, вызванных гневом. Речь идет о холодной и заранее просчитанной многоходвке. В то же время еcть основания полагать, что иранские действия после казни Нимра носили импульсивный характер и привели к грубейшим просчетам. Идя дальше привычных осуждений и угроз, Иран скорее подтверждает, чем опровергает саудовский нарратив о проповеднике, в качестве главы террористического заговора в интересах Ирана.
Последствия нынешней войны слов будут ощущаться не только на полях сражений Сирии и Йемена. В то время как война в регионе привлекает наибольшее внимание, наиболее важной ареной борьбы становится экономика.
В военном отношении, мы, скорее всего , будем видеть продолжение нынешних трендов. И Иран и Саудовская Аравия предпочитают работать через прокси или местных союзников, нежели посылать в пекло собственные армии. И Тегеран, и Эр-Рияд повысят уровень снабжения своих сателлитов, а мирные переговоры сегодня кажутся далекими как никогда.
Нельзя не согласиться с тем, что Саудовская Аравия проигрывает Ирану в случае, если речь идет о военной столкновении. Ее контроль над суннитским миром слабее, чем Ирана над шиитским. Для всех шиитских групп Иран является неоспоримым патроном и защитником, в то время как Саудовская Аравия соревнуется с множеством исламистских групп, в первую очередь, с Исламским Государством. У Ирана такой головной боли нет, и в дополнение к этому он пользуется прямой российской поддержкой, прежде всего, в Сирии, в то время как отношения Саудов с американцами значительно подпортились.
И поэтому весьма вероятно, что Саудовская Аравия предпочтет вести войну на том фронте, где она имеет огромное преимущество – на нефтяном рынке.