Видео демонстрирует, насколько трудно четко разграничить идеологию Аль-Каиды и Исламского Фронта. Обе организации призывают иностранных джихадистов приезжать в Сирию и присоединяться к борьбе. Обе призывают к возрождению Исламской Империи, и обе заимствуют у “золотого века” ислама принципы, на которых будет основано новое государство. Их политическая философия и их политические планы базируются на идентичном прочтении исламской истории и Корана.
Некоторые пытаются отделить Исламский Фронт от Аль-Каиды, утверждая, что последние намерены изменить границы Сирии в порядке установления исламского халифата, в то время как первые являются “сирийскими националистами”. К несчастью, это различие трудно обнаружить в риторике “националистов”. Обе группы идеализируют исламскую империю, отрицают демократию, пропагандируют то, что они называют шариатом, приветствуют в своих рядах боевиков “исламской уммы” и сражаются под черным флагом джихада. В Исламском Фронте доминируют сирийцы со своими ясно выраженными местечковыми интересами. В ISIS командир – иракец, и большинство руководящих должностей заняты иностранцами. Несмотря на это, их идеологии чрезвычайно схожи.
Женева-2 кажется страшно далекой от того мира, в котором живет Захран Аллуш. Попытки лидеров ССА привлечь Аллуша на свою сторону и спровоцировать его на войну с Аль-Каидой столкнуться с большими трудностями. Точно также, усилия США “взглянуть по-новому” на него в равной степени движимы попыткой принять желаемое за действительное и отчаянием, порожденным полной неспособностью Салима Идрисса и ССА приблизиться к достижению провозглашенных ими целей. Аллуш вряд ли пойдет на любой вид компромисса с Аасадом или остатками режима Асада, в случае, если Асад отойдет от дел, как того желают американцы.
У Аллуша – множество врагов среди мятежников. В провинции Дамаск многие боевики, не находящиеся под его командованием, считают Аллуша лидером, активно занимающимся саморекламой и самопродажей. Он также – одна из основных целей на ликвидацию ISIS. Сирийская оппозиция не чувствует себя комфортно наблюдая за тем, как один из лидеров отбился от стаи, и Аллуш является объектом постоянных атак в социальных сетях.
Насколько велико реальное влияние Аллуша, сказать трудно. На бумаге он является командиром самой мощной, многочисленной, и предположительно унифицированной мятежной милиции Сирии. Но Исламский Фронт далеко не так однороден, как ему хотелось бы, и состоит из нескольких крупных милиций. Хассан Абуд, глава Ахарар аш-Шам, несмотря на то, что удовлетворился куда более скромным титулом “главы политического офиса” Исламского Фронта, на деле может оказаться куда влиятельнее Аллуша. Ситуация напоминает мне секретный комитет сирийских военных накануне бааситсских путчей в начале 60-х. Им руководили подполковник Мухаммед Умран, майор Салах Джадид и капитан Хафез Асад. Как и нынешний Исламский Фронт, предполагалось, что они представляют единое руководство. Но захватив власть и выйдя из тени, они прекратили сотрудничать друг с другом и обрушились один на другого. Асад закончил наверху – благодаря своим исключительным политическим качествам и базе поддержки среди военных. Аллуш может выглядеть сильнейшим лидером Исламского Фронта, но другие могут опираться на более серьезную поддержку на местах – и только время это покажет.
Joshua Landis Zahran Alloush: His Ideology and Beliefs, Syria Comment, December 15, 2013