Для Москвы существует единственно возможная стратегия ответа на эти вызовы – модернизация экономических, политических, социальных, технологических , военных и юридических оснований страны. Российские элиты, включая мистера Путина, давно осознали эту необходимость. Без модернизации Россия не может ни конкурировать с Западом, ни быть партнером Китая. Без модернизации она продолжит быть “сырьевым придатком” к Европе, Азии или обоим.
И здесь возникает главная дилемма Росси в следующем десятилетии: возможна ли модернизация без стабилизации? Во время смены Горбачева такая формула не сработала. Мистер Путин, на всем протяжении своей чрезвычайно длительной каденции действовал противоречиво. Он горячо поддерживал модернизацию во время первого президентского срока, но в реальности построил крайне несовременную систему, покоящуюся на двух столпах – нефтедолларах и своей личной власти. Он дал мандат Дмитрию Медведеву заняться модернизацией, но он внезапно отступил, в 2012, получив обратно президентство и столкнувшись с протестами среднего класса – главным выгодополучателем его правления.
Если Путину удастся модернизировать экономику в следующие 10 лет, и осуществить осмысленные реформы, которые помогут поддержать экономическое благосостояние России и политическую стабильность, его место в истории в качестве великого лидера будет гарантировано. На настоящий момент, его шансы на подобный успех выглядят блеклыми – пока он быстро тащит страну в прошлое, а не в будущее.
Путинские приключения с момента возвращения на пост президента – разгром оппозиции, война с Украиной, интервенция в Сирии можно описать как серию реакций, выдающих полное отсутствие стратегии. Но все эти реакции объединены внутренней общей логикой. Во внутренней политике цель – консолидация нарастающе жесткой авторитарной системы, ограниченной буями ксенофобской и анти-западной идеологии. Во внешней политике цель – восстановление советской империи и позиционирование России в качестве главного соперника Запада.
Предсказать российскую траекторию в ближайшее десятилетие представляется невыполнимой задачей, но внутренняя последовательность выбранного курса и упорство, с которым Путин ему следует, оставляет мало простора для значительного изменения. Путинские акции последовательно заставали Запад врасплох – в Грузии в 2008, в Украине в 2014, и, совсем недавно, в Сирии. В каждой точке этой траектории российские акции противоречили здравому смыслу и предсказания о том, что отношения с Москвой уже не могут быть хуже. Путин еще не закончился, поэтому о здравом смысле относительно России пока следует забыть.
Тоже самое можно сказать и о других кусках бывшего Советского Союза. Скорость революции Майдана в Украине потрясла всех наблюдателей, в том числе и многих украинцев. После многих лет само собой разумевшегося статус-кво в регионе западным политикам стоит готовиться к бесконечным кризисам, разрушительным событиям и реверсам.